search
main
Топ 10
Татьяна Голикова: отечественная система образования нуждается в квалифицированных педагогах Минпросвещения предстоит внести предложения касательно подходов к оплате труда педагогов В Госдуме предложили наделить учителей статусом и зарплатой госслужащего «Школа Минпросвещения России»: в 2023 году разработают новую модель аттестации директоров День Земли: 3 апреля школьникам расскажут о грамотном экологическом поведении Вниманию абитуриентов: в 2023 году количество специальностей для поступления в вузы сокращается в два раза Травма ребенка обошлась школе в Республике Коми в полмиллиона рублей Нормативы ГТО в 2023 году – что поменялось в новой редакции Год педагога и наставника стартовал в Москве Приоритетные задачи Года педагога и наставника назвали в Минпросвещения России О ключевой роли образования в предотвращении геноцида В России стартовал новый сезон проекта «Флагманы образования» Министр просвещения рассказал о поддержке учителей Имя победителя профессионального педагогического конкурса огласили в Орловской области В Москве огласили имена победителей Всероссийской олимпиады школьников по экономике Запись в первый класс: когда, где и как подать документы Новый порядок распределения бюджетных мест разработало Минобрнауки Тренажеры по чистописанию в начальной школе – основа грамотной письменной речи Ранние занятия могут стать причиной плохих оценок студентов и школьников: почему – узнали ученые Минпросвещения: учебник по обществознанию разрабатывается под руководством председателя РВИО
0

Профессионализм и ответственность. Начальник общевойсковой академии генерал-полковник Владимир ПОПОВ

Общевойсковая академия Вооруженных Сил РФ создана 1 ноября 1998 г. путем объединения двух военных академий – им. М.В. Фрунзе и бронетанковых войск, а также Высших офицерских курсов «Выстрел». В настоящее время академия представляет собой многоуровневый учебно-научный комплекс.

В ней осуществляется подготовка офицеров командного, командно-инженерного и инженерного профилей (управленцев от полкового звена и выше, заместителей командиров полков и дивизий по вооружению, начальников основных инженерных служб дивизий, инженеров-исследователей, руководителей предприятий по ремонту вооружения и техники) для Министерства обороны и других ведомств по трем специальностям и двенадцати специализациям. Ведется переподготовка и повышение квалификации офицерского состава от батальонного до армейского звеньев управления по более чем сорока специализациям. По пятилетней программе осуществляется обучение курсантов по специальности «Эксплуатация и ремонт многоцелевых гусеничных и колесных машин». Докторантура и адъюнктура академии готовят научно-педагогические кадры.

В академии 5 факультетов (командный, родов войск и специальных войск, инженерный, специальный и Внутренних войск), отделение заочного обучения, академические курсы, 30 кафедр, научно-исследовательские центр и группа, учебный центр по переподготовке и повышению квалификации офицерского состава.

Как ведущий научный центр Сухопутных войск академия проводит исследования проблем их строительства, совершенствования и повышения эффективности применения вооружения и военной техники и других. В ней работает около 400 ученых, 250 профессоров, доцентов и старших научных сотрудников.

Мы беседуем с начальником академии.

– Владимир Иванович, соответствует ли уровень подготовки выпускников академии задачам, которые им предстоит решать в войсках? Оправдал ли себя переход на двухлетний срок обучения?

– Переход на двухлетний срок обучения в 1998 г. был связан с пересмотром структуры подготовки офицерских кадров. Сокращение времени обучения слушателей с трех до двух лет отрицательно сказалось на качестве подготовки выпускников академии. Анализ отзывов из войск на выпускников академии показывает, что 55% наших выпускников служат хорошо и отлично, 45% – удовлетворительно. Вместе с тем число «троечников» среди выпускников в 2001 г. – 20%, в 2002-м – 24,7%, что свидетельствует о продолжающемся снижении качества их практической подготовки. Во многом это объясняется тем, что при переходе на двухлетний срок обучения мы были вынуждены отказаться от войсковой стажировки на выпускном курсе, от ряда учебных задач, разработки дипломных работ, сократить время на практическую составляющую учебных дисциплин – ту часть программы обучения слушателей, которая формирует и закрепляет практические навыки.

При этом содержание обучения постоянно усложняется и расширяется. Это обусловлено тем, что усложняются средства и способы вооруженной борьбы, общевойсковые части и соединения ныне выполняют ранее несвойственные им задачи. Кроме того, вводятся новые учебные дисциплины, например изучение норм международного гуманитарного права и другие.

– Какие проблемы для вуза наиболее остры?

– На мой взгляд, это, во-первых, недостаточное финансово-экономическое обеспечение образовательной деятельности, во-вторых, частая смена программ обучения, и, в-третьих,резкое обновление руководства кафедр и преподавательского состава. До 50% преподавателей сегодня имеют опыт педагогической деятельности менее трех лет.

– Какие первоочередные задачи предстоит решать руководству академии в свете федеральной программы «Реформирование системы военного образования в Российской Федерации на период до 2010 года»?

– Эта программа базируется на 300-летнем опыте развития российской военной школы, сохраняет преемственность и предусматривает не коренную ломку существующей системы подготовки военных кадров, а наоборот – ее адаптацию к новым социально-экономическим условиям и к новому облику военной организации государства. Программа учитывает боевой опыт последних десятилетий, наглядно демонстрирующий изменения характера подготовки и ведения вооруженной борьбы и предопределяющий ужесточение требований к подготовке войск и офицерских кадров. Современные условия требуют готовить офицеров, с одной стороны, к управлению войсками в высокотехнологичных крупномасштабных войнах, в которых Сухопутные войска выполняют задачи завершения разгрома противника, а с другой – к управлению общевойсковыми формированиями в локальных вооруженных конфликтах, в которых они играют важнейшую роль в достижении победы.

Необходимо готовить творчески мыслящих офицеров, способных в короткие сроки принимать правильные решения в нестандартных ситуациях, обладающих стремлением к самосовершенствованию, необходимыми знаниями для быстрого освоения последующих должностей и новых видов вооружения. Кроме того, требование гуманизации образования диктует необходимость вооружать офицеров широким спектром знаний, которые, может быть, и малоприменимы в боевой обстановке или в практике боевой подготовки, но позволяют им полноправно участвовать в общественной жизни государства. Все это предъявляет повышенные требования как к фундаментальной (теоретической), так и к практической подготовке офицеров. Поэтому мы стремимся развивать интеллект и ответственность офицеров за свои профессиональные действия перед государством, армией и обществом.

Одно из приоритетных направлений образовательной деятельности академии – обеспечение требуемого уровня подготовки офицеров при минимуме затрат материальных средств и учебного времени на основе дальнейшего совершенствования содержания и технологии образования.

Накопленный нами опыт и проведенные исследования показали, что современные условия требуют подготовки офицера Сухопутных войск как специалиста в области управленческой деятельности. Вполне очевидно, что стержнем академического образования должна стать фундаментальная подготовка в области военного управления. При этом речь должна идти о технологиях не только обучения, но и управления образовательной деятельностью, ее обеспечения, хотя главенствующая роль процесса обучения бесспорна.

Интенсификация образовательной деятельности на базе передовых информационных технологий – объективная необходимость. Один из основных путей решения этой задачи мы видим в более широком внедрении компьютерных технологий. Сформировать все увеличивающийся объем знаний, умений и навыков офицеров за два года с помощью традиционных способов и методик обучения сейчас уже не представляется возможным. Однако это не значит, что применение новых средств перечеркнет весь педагогический опыт, накопленный прошлыми поколениями. Внедряемые информационные технологии должны быть естественным образом интегрированы в сложившуюся систему обучения.

Очевидно, только при создании условий, схожих с теми, в которых будут действовать наши выпускники, можно вести речь о качественной подготовке офицеров.

Интервью взял Игорь ХАТНЮК

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте