search
main
0

Проектный рейс

Секреты успешного взаимодействия участников проекта

Наставничество – одна из древнейших форм обучения. Еще французский писатель и философ эпохи Возрождения Мишель де Монтень говорил: «Пусть наставник заставляет ученика как бы просеивать через сито все, что он ему преподносит, и пусть ничего не вдалбливает ему в голову, опираясь на свой авторитет и влияние».

В эффективности наставничества и справедливости указания Мишеля Монтеня мы убедились в ходе подготовки проектной работы детей к участию в ежегодном конкурсе творческих работ педагогов и воспитанников ДТДиМ имени А.П.Гайдара «Проектный рейс».

Прежде всего стало ясно, что помощь детям в подготовке их творческих работ диктует необходимость смены содержания и формы диалога педагога и ребенка. Это он автор работы. Педагог помогает воспитаннику, а ребенок принимает его помощь тогда, когда она нужна, и в той форме, которую он принимает как личность. Взаимодействие наставника и обучаемого ребенка потеряло признаки формального диалога мастера и исполнителя типовых операций. Состоялись самоопределение, проявление и взаимодействие личностных потенциалов педагога и каждого из детей.

На второй план ушли регламенты организации занятий и технологические нормы, которые должен освоить ребенок. Это осталось, но как условие выполнения работы и ее качества. На первый план вышли цели, анализ конкретных условий согласования встреч, условий и способов достижения желаемого результата.

Для ребенка приоритетными были практические результаты проектной работы, а для педагога главными стали вопросы образовательных результатов проекта.

Нужно было найти не только теоретические верные ответы, но и эффективные нормы решения вопросов о том:

– Кто такой наставник?

– Какой он должен быть?

– Каждый ли им может стать?

– Какими качествами, умениями и навыками должен обладать наставник для успешного взаимодействия участников проекта?

Вот ответы, которые привели к успеху: наставник – это профессионал в своей предметной области, высококлассный эксперт и педагог, способный мотивировать, создавать условия творчества ребенка, демонстрирующий пример самореализации в конкретной профессии, мастер и неравнодушный человек, помогающий ребенку воплотить в своем творчестве культуру труда (в данном случае кулинарии).

Наставник должен быть не только знающим и умелым мастером в конкретной области знаний и труда, но и сам должен ощущать себя на пути профессионального развития. Его задача – привить ребенку ценность познания, творчества. Педагог должен верно воспринимать, оценивать состояние, потребности ребенка, его интересы, создавать климат взаимной поддержки в команде. Для того чтобы стать наставником, педагог должен сознательно изменить технологии собственного труда, научиться воплощать ценности системно-деятельностного подхода, педагогического дизайна, тьюторского сопровождения работы детей.

В наставнике должны быть индивидуально и гармонично воплощены очень разные профессиональные и личностные свойства. Вопрос о том, могут ли они быть наставниками, люди решают практически в отношении себя на пути к успеху ребенка.

Из качеств, которые оказались наиболее востребованными в ходе сопровождения работ детей, следовало бы назвать следующие: доброе отношение к детям, терпение, профессионализм, целеустремленность, ответственность, креативность. Во всяком случае в этом конкретном проекте педагог ощущал вызовы к проявлению и развитию в себе именно этих качеств.

Если говорить о конкретном содержании творческой работы детей, которую они выполняли под руководством педагога, то проект «Торт «Шоколадный бархат» с декором в авторском исполнении был осуществлен и представлен в рамках конкурса ДТДиМ имени А.П.Гайдара «Проектный рейс».

В работе над проектом приняли участие 11 детей и 2 педагога технической и художественной направленности. Проект осуществлялся в дистанционном формате через площадку Microsoft Teams внутри детского объединения KS «Семейная кулинария – готовим всей семьей».

Первым секретом успешного взаимодействия участников кулинарного проекта стал дистанционный формат участия. Дети смогли воплотить задуманное на базе своей кухни, в привычной домашней обстановке, имея под рукой необходимые ингредиенты и инвентарь.

Вторым секретом можно считать разработку технологической карты с учетом канонов известных мастеров кондитерского искусства. В классическую рецептуру того или иного торта можно вносить изменения, но важно при этом не нарушить принципы приготовления кондитерских изделий. Азбуку кондитерского дела обязан знать любой квалифицированный повар, но шедевры мастерства создают по-настоящему увлеченные люди. В ходе проекта дети овладели азбукой, а увлеченность привела их к успеху. Близкие были в полном восторге от результатов.

Третий секрет – удачное время для реализации проекта – выходные. То время, когда семья собирается вместе и может воплотить в жизнь свои самые интересные кулинарные задумки.

Четвертый – взаимодействие детей и родителей, это сближает, укрепляет связь поколений, передает традиции, семейные секреты и рецепты.

Пятый – материал преподносится максимально просто, понятно и доступен как для взрослого, так и для ребенка.

Творческий подход детей к своей проектной работе выражался главным образом в авторском оформлении торта. Наставник не задавал рамки или идеи оформления кулинарного изделия. Дети определяли тему оформления и проявляли фантазию для ее осуществления.

Результатом проекта стал торт, который смог объединить за чаепитием близких, друзей и родственников. Произошло единение людей разных поколений. Была создана особенная атмосфера взаимопонимания, общей радости, уважения к труду и результатам образования ребенка.

Наставничество – это необыкновенный опыт, меняющий жизнь не только ребенка, но и взрослого человека. Это сложный, но интересный путь со своими тревогами и радостями, поиском решений и согласованиями, путь побед и новых открытий, развития важных профессиональных умений и навыков, наиценнейший опыт общения с ребенком и его близкими.

Ирина КРАСАВЦЕВА, педагог-организатор Дворца творчества детей и молодежи имени А.П.Гайдара;

Екатерина ВАГНЕР, педагог дополнительного образования Дворца творчества детей и молодежи имени А.П.Гайдара

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте