search
main
0

Проектная деятельность

Миф или реальность?

Современные тенденции диктуют свои правила. Применение проектно-ориентированного подхода к решению задач красной линией проходит через все сферы профессиональной деятельности, включая образование. Школу уже давно невозможно представить без проектной деятельности на любой ступени обучения. Совершая первые шаги в реализации собственных проектов в начальной школе, обучающиеся постепенно получают навыки, которые позволяют им не только получать серьезные фундаментальные знания, но и реализовывать свои идеи и творческий потенциал. Выбирая профиль обучения в старшей школе, ребенок не только ориентируется на углубленное изучение предмета, но и руководствуется желанием попробовать себя в интересующей его профессиональной области.

 

Очень часто обучающимся не хватает возможностей для творческой самореализации в рамках уроков основного цикла. Каждый из ребят может предложить массу интересных идей, ярких концептов их реализации и необычных способов решения поставленных задач. Дети жадно изучают новое (зачастую сверх предложенных им образовательных программ) и ищут интересные подходы. Именно для того, чтобы дать обучающимся такую возможность, в рамках учебной программы среднего образования реализуется предмет «Индивидуальный проект».

Создание условий, в которых каждый ребенок сможет создать что-то уникальное, новое и полезное, – большая задача для педагога. Поэтому перед каждым учителем, реализующим программу по учебному предмету «Индивидуальный проект», возникает немало вопросов. С чего начать? Как организовать свою работу и работу детей, чтобы это было не только интересно, но и качественно, и результативно? Как довести каждый проект до этапа его представления на конкурсе или научной конференции?

С этими и другими вопросами сталкиваются все руководители научной деятельности, которые только делают свои первые шаги в преподавании этого предмета. В глазах детей педагог зачастую является уникальным источником знаний по весьма специфическим направлениям. У него есть ответы абсолютно на все вопросы, он точно знает, как правильно достичь результата. Наша задача – организовать свою работу так, чтобы оправдать доверие детей и помочь им достичь тех целей, которые они вместе с нами перед собой ставят.

Как же выстроить свою работу? Как помочь обучающемуся выбрать тему? С какой стороны подступиться к ее реализации? Наконец, как организовать работу над проектом так, чтобы не опоздать со сроками и не делать в последнюю неделю все, что планировали на год? Проведя множество бессонных ночей в ходе работы над проектами обучающихся, педагоги нашей школы разработали систему, которая не только позволяет решить все поставленные выше вопросы, но и приносит результаты обучающимся в виде побед на конкурсах и научных конференциях и (что, пожалуй, важнее всего) помогает довести каждый проект до финальной точки. В основу этой системы легли принципы, которые удалось сформулировать после многих лет практики. Руководствуясь данным СВОДом правил, мы эффективно реализуем научно-проектную деятельность в школе.

 

С – свобода

Это самое простое и в то же время основное правило в нашем подходе к проектной деятельности. Не существует плохих идей или неинтересных тем. Не существует преград для обучающихся в выборе предмета, направления, научного руководителя. Это правило, с которым мы знакомим обучающихся на самом первом уроке. Оно накладывает большую ответственность на педагогов школы, потому что в проектную деятельность может быть вовлечен каждый. Такой подход не ограничивает ребят одной предметной областью: большинство научных проектов реализуется на стыке предметных областей, и не каждый учитель может сориентироваться среди разнонаправленных идей. Только работа в команде обеспечит педагогам возможность для реализации любой идеи.

Кроме того, это правило означает, что ни одна идея не отвергается. Зачастую ребята приходят с грандиозными, даже порой фантастическими идеями. Задача педагога в этот момент – поддержать идею, вывести обучающегося на верный путь ее реализации, дать обучающемуся направление для совершенствования замысла и воплощения его в жизнь. Пожалуй, для нас как для людей взрослых, знающих о мире больше, чем наши ученики, это самая трудная задача. Необходимо найти вместе с ребенком не препятствия, а средства для реализации. Итоговый проект может сильно отличаться от начальной идеи, но для ребенка главное – попробовать пройти этот путь самостоятельно под нашим чутким руководством. Например, нередко обучающийся, изначально придя с идеей ради шутки, на выходе получает конкурентоспособный продукт.

 

В – время

Этот пункт нельзя не учитывать при работе над проектами. Так, для эффективной реализации проектной деятельности педагог зачастую не может ограничиваться рамками урока «Индивидуальный проект». Необходимо быть вовлеченным в каждый проект, контролировать ход работы конкретного обучающегося, решать возникающие вопросы оперативно, а иногда и просматривать результат изменения ежедневно. Именно поэтому научным руководителем всех проектов в школе не может быть один учитель, его времени просто не хватит. Но и при грамотном разделении проектов может возникнуть необходимость быстрого переключения между работами. А значит, педагог должен быть готовым работать над несколькими проектами одновременно. Здесь могут помочь различные методы отслеживания этапов проекта, такие как каскадный метод, scrum, kanban, метод критического управления, перенос контроля в онлайн-среду с применением многопользовательских досок, документов совместного использования. Кроме того, надо быть готовым организовывать параллельные процессы: пока в одном проекте ребята работают над документацией, в другом происходят тестирование прототипа или эксперимент.

Также следует четко определять временные рамки для ребенка. Обучающийся должен еще на старте понимать, когда пройдут предзащита и защита, когда работа должна быть сдана на вычитку и когда необходимо предоставить прототип или результат исследования. Конечно, для каждого проекта временные рамки могут отличаться, но общая суть остается неизменной: есть конкретные даты, к которым проект должен быть готов. Именно поэтому разработка «дорожной карты» проекта – шаг, которым многие пренебрегают, – является обязательным и очень важным для работы этапом. Контроль и реализация проекта должны соответствовать или даже опережать рамки, определенные «дорожной картой».

 

О – определение цели

Речь идет не только об определении цели проекта, что тоже, безусловно, важно, потому что грамотно поставленная цель, например по методике смарт, зачастую определяет судьбу проекта и делает видимыми конкретные шаги для его реализации. Помимо этого ребенок должен точно понимать, для чего он делает этот проект. Его цель – выступить на конференции и занять призовое место? А может, он хочет помочь людям? Доказать себе и окружающим, что его мечта имеет место? Или сформировать условия для будущей монетизации своих идей? Какая бы ни была цель у ребенка, разрабатывающего проект, осознание ее движет его работу вперед и служит для него основным источником мотивации. Педагог же в свою очередь, зная, понимая эту цель, а главное – принимая ее, может помочь обучающемуся при неудачных шагах, которые неизбежны в проектной деятельности, или подбодрить его, если работа вдруг зайдет в тупик.

 

Д – действия

Педагогу на каждом этапе необходимо работать над проектом вместе с обучающимся. Это вовсе не значит, что он должен выполнять за него работу. Наоборот, педагог обязан следить за тем, чтобы ребенок вел работу над проектом самостоятельно. Но своими действиями нам необходимо побуждать его к этому. Здесь уже все находится в руках конкретного педагога. Он может разработать систему бонусов (это может быть не только отметка за предмет, но, например, общее признание на линейке после конференции или возможность представить свою работу на более серьезную аудиторию), составить и в самом начале работы обучающегося над проектом донести конкретные критерии и систему его оценивания, определить для себя и обучающихся формы и стратегию сквозного контроля проектов, организовать внутришкольную конференцию для формирования ощущения успешности у каждого обучающегося и так далее.

 

Придерживаясь этого несложного СВОДа правил, нам удалось достичь стопроцентной вовлеченности в проектную деятельность у обучающихся 7‑11‑х классов нашей школы. Конечно, не все проекты получаются полностью серьезными, не каждый ребенок становится победителем конференций, однако, приходя в старшей школе на предмет «Индивидуальный проект», практически каждый ученик обладает опытом такой работы, имеет свою идею, а иногда его проект уже находится на начальной стадии разработки. Это позволяет каждому представить свой проект на городских и всероссийских конференциях, а также стать победителем или призером в них и получить не только дополнительные баллы при поступлении в вузы, но и позитивный опыт в реализации своих идей. Конечно, эти правила обновляются и дорабатываются с каждым годом, с каждым новым проектом и с каждой новой идеей, но суть остается одна: нельзя забывать, что работа над индивидуальным проектом прежде всего дает детям возможность поверить в себя, и наша задача как руководителей научной деятельности заключается в том, чтобы поддержать их на этом нелегком, но таком увлекательном пути.

Коллектив Цифровой школы

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте