Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Продукция чужая, а цены наши. Киборгам, монстрам и мутантам придется потесниться

Учительская газета, №28 от 15 июля 2014. Читать номер
Автор:

Перед уходом на летние каникулы в Совете Федерации прошла встреча Валентины Матвиенко с представителями предприятий индустрии детских товаров. Минул ровно год со дня принятия Стратегии развития индустрии детских товаров на период до 2020 года. Ее реализация проходит в рамках Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы. Что удалось сделать? Получился ли ожидаемый прорыв в производстве отечественных товаров в детской индустрии?

Где удобная и стильная форма?Выставка, развернутая здесь же, в фойе, отнюдь не порадовала. Недаром после ее просмотра председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко высказалась довольно критично. Особенное недовольство спикера вызвала школьная форма своей безвкусицей и нефункциональностью. Надо, чтобы она не мялась, не была жеваной, чтобы ребенок не был скован в движениях, чтобы она была стильной, наконец, заметила Валентина Ивановна. Спикер  даже предложила руководству швейного объединения «Смена» – старейшему производителю формы и детской одежды: «Хотите, я вам нарисую, какой должна быть одежда для школьников?!» В начале этого года Совет Федерации одобрил закон, устанавливающий требования к одежде учеников. Но пока ожидаемого всплеска предложений по дизайну, по стилю, по тканям на отечественном рынке нет. «Хотелось бы видеть более  активную, креативную, новаторскую позицию производителей детских товаров, – озадачила участников встречи Валентина Ивановна. – Если говорить откровенно, то ситуация в отрасли пока еще довольно удручающая. Достаточно заглянуть в любой магазин детских товаров. От многочисленных заезжих киборгов, монстров, мутантов не только дети, но и их родители цепенеют. При этом доля продукции российского производства составляет немногим более 20 процентов рынка.  Продукция чужая, а цены наши. И при этом одни из самых высоких в мире, что больно бьет по кошелькам заботливых и любящих родителей».   Головным министерством по реализации Стратегии развития индустрии детских товаров является  Министерство промышленности и торговли. По словам министра   Дениса Мантурова, на поддержку этой отрасли  в 2014 году  отводится около миллиарда рублей, затем  цифра вырастет до полутора миллиардов вплоть до 2020-го. Разработан проект закона об индустрии детских товаров. В ближайшей перспективе он будет внесен на  рассмотрение в правительство, а затем в Госдуму. Также министерство вышло с предложением в Минфин по стимулированию продаж за счет того, что категория индустрии детских товаров будет облагаться 10 процентами НДС.Ассоциация индустрии детских товаров – хороший пример того, как можно через общественные организации отстаивать интересы отрасли. Спикер поблагодарила ее руководителя Антонину Цицулину за энергичную деятельность и гражданскую позицию. В своем выступлении та  остановилась на проблемах совершенствования нормативной и правовой базы. В  нашем  законодательстве до сих пор отсутствуют понятия «детские товары», «российский производитель детских товаров» и  другие. Необходимо привлечь к развитию индустрии детских товаров максимальное количество участников. Включение отечественных предприятий в  цепочки создания добавленной стоимости позволит существенно поднять уровень национальной отраслевой технологической базы, повысить скорость и качество экономического роста за счет повышения международной конкурентоспособности предприятий, участвующих в реализации стратегии,  считает Антонина Цицулина.   Почему детские книги печатаются в Китае?На встрече  во всей остроте встал  вопрос о том, что наши история и культура – этот неисчерпаемый творческий ресурс для создателей детской продукции –  задействованы слабо.  Правда, есть и исключения –  анимационные фильмы, где ситуация улучшается.  Но анимационная индустрия   также нуждается  в обновлении материально-технической базы. Должна быть принята программа ее развития, чтобы  успешно двигаться вперед. Тогда, возможно,   на прилавках кроме киборгов и монстров появятся наши отечественные персонажи.   К сожалению, о полнометражном кино ничего утешительного сказать нельзя. Хотя Национальной стратегией действий в интересах детей предусмотрено ежегодное создание 10 кинопроизведений для детской аудитории, пока эти планы не реализуются. Казалось,  с выпуском детских книг у нас  все замечательно. Прилавки завалены красочными изданиями. Но, увы, и здесь существует немало подводных камней. Директор издательства «Росмэн-Пресс» Борис Кузнецов обозначил самые острые. Это  опять же слабая материально-техническая база. Качественные детские издания  мы вынуждены печатать   в Китае, признался директор. И вовсе не потому, что не патриоты, просто в России нет современных полиграфических баз, которые могут издавать  игровую книгу, которая  включает в себя различные материалы, не только бумагу и картон, но и пластик, пластизоль, плюш  и так далее.  Этот сегмент у нас освоен крайне плохо, просто пустыня, горестно заметил издатель. Чужие среди своихПрактически все выступавшие   говорили о необходимости   межведомственного  взаимодействия при производстве товаров и продуктов для детей.  Генеральный директор Брянского гормолзавода Дмитрий Цуркан признался,  как производитель кисломолочного  детского питания, он не боится конкуренции с такими основными «игроками» в этой сфере, как «Данон» и «Пепси». Парадокс заключается в другом. В Министерстве сельского хозяйства, к которому гормолзавод относится, в первую очередь поддерживают переработчиков сельхозпродукции, а про производителей детского питания забывают. А когда   «чужие среди своих»  решили участвовать  в конкурсе производителей детской продукции, который проводит Минпромторг, то услышали отказ: «Коллеги, вы не наши, вы относитесь к другому ведомству».  В подобной  ситуации оказалась  и  группа компаний «Новый диск», производящая инновационные  образовательные программы. Ее руководитель Борис Гершуни признался, что в последнее время приходится больше работать для систем образования других государств. Хотя в российских   школах их продукция известна, но активные покупатели  – только  учителя или родители, бывает, что выделяют деньги региональные бюджеты. «Мы делаем сложные IT-продукты на стыке промышленности и образования, Интернета и культуры, – заметил выступающий. – И нам не важно,  какому ведомству будет соответствовать  новый проект – Минобрнауки, Минкомсвязи, Минпромторгу или Минкультуры. На вышеупомянутый конкурс мы представили очень интересный  продукт, получили одобрение комиссии, но в финальный список не вошли и поддержку не получили.  Как выяснилось, наш проект  не отвечает критериям Минпромторга,  он больше относится  к Минобрнауки  или Минкомсвязи». О том, как непросто пробиться  на рынок производителям отечественных товаров, говорили многие. Александр Бондяшов, руководитель группы компаний «Дочки&Сыночки», рассказал об интересном проекте по созданию детских центров нового поколения. «Фентази Град» – это город профессий, где дочки и сыночки могут попробовать себя в роли  кондитеров, пожарных, парикмахеров и других представителей профессий (их всего около ста).  Дети  учатся печь булочки  и пирожные, ориентироваться по звездам на местности, отличать съедобные грибы и растения от несъедобных,  и все это происходит в увлекательной игровой форме. В  другом проекте с помощью фиксиков из популярного мультсериала  юные всезнайки постигают, как работают бытовые приборы, узнают о законах физики и химии. Нужное дело,  несомненно! Но вот авторы проектов пришли в  известный торговый центр с предложением о сотрудничестве. Там сначала сказали: «Классно, берем! Но через некоторое время иностранные топ-менеджеры, которые отвечают за набор арендаторов, отрезвили создателей фиксиков.  – Нет, ребята, мы с вами не сработаемся.  Мы лучше поставим один японский, а второй американский центр для детей. Прибыли от них будет больше. Создание таких образовательных центров для детей нерентабельно, ими занимаются только альтруисты,  признался Александр Бондяшов. Чтобы такие проекты стали экономически выгодными, нужно, чтобы  их  включили в программы дополнительного образования, профориентации.  Спикер попросила заместителя министра образования и науки прокомментировать данную ситуацию. Вениамин Каганов считает, что нужен такой подход, чтобы центры   были прежде всего в помощь учителю, чтобы он мог провести там урок…  Какие-то блоки образовательной программы может делать не школа, а, допустим,  центр. «Мы очень заинтересованы в таких центрах  и в  концепции дополнительного образования, где черным по белому прописана ориентация на государственно-частное партнерство», – обнадежил представитель Минобрнауки.Валентина Матвиенко продолжила тему, сказав, что   надо использовать современные образовательные комплексы, чтобы там могли проводиться занятия, уроки.   Это касается также  и новых современных продуктов, о которых говорил руководитель группы компании «Новый диск». Если мы будем  продолжать «нафталин»  закупать в школы, то качество образования не повысится. Когда появятся отечественные подгузники? Отечественному  бренду  «Детский мир» уже   более полувека. Сегодня это  267 магазинов, которые работают  более чем в ста городах России и Казахстана. Но вот хорошо известное всем здание в Москве на Лубянке компании  не принадлежит. Как заявил генеральный директор группы компаний «Детский мир» Владимир Чирахов,  никак не удается договориться с владельцами здания о возвращении  в родные пенаты. Нынешний хозяин здания ВТБ намерен разместить там английский магазин детских товаров. – Это недопустимо, – прокомментировала выступление Валентина Матвиенко. – Давайте себя уважать. «Детский мир» –  магазин с преимущественной продажей товаров отечественного производства. Я не исключаю,  естественно, что там могут быть импортные товары, может быть подразделение или отдел для них, но  все-таки надо оставить российский «Детский мир».  Еще одна большая проблема  – ценовая политика. Как считает спикер, цена должна быть во всем оправданна, соответствовать качеству, затратам, себестоимости.  К примеру, мы сами можем наладить производство подгузников или будем возить их только из-за рубежа? Один подгузник стоит несколько сотен рублей. Неужели нельзя   их удешевить, сделать  доступными по цене? «Отечественный рынок детских товаров – один из самых быстрорастущих и привлекательных в мире. И государство, и бизнес должны сделать все необходимое, чтобы возможностями этого рынка пользовались отечественные производители независимо от ведомственной принадлежности», – подвела итог встречи Валентина Матвиенко.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту