Сегодня мы знакомим вас с первой из серии статей, посвященных некоторым причинам того, почему многие учащиеся не могут добиться успехов в школе и в жизни. Рассмотрим также несколько способов достижения положительных перемен в сознании и поведении таких учащихся. Познакомимся с шестью школьниками…
Надежде тоже восемь лет. Она везде (и в школе тоже) чувствует себя легко и непринужденно. Она активно участвует в жизни класса, быстро сходится с людьми, не боится рискнуть и ошибиться. Девочка очень целеустремленная, она упорно ищет решения поставленной перед собой задачи. Когда Надежда родилась, мать не смогла заниматься ее воспитанием, и девочку взяли бабушка с дедушкой. Более чем скромные доходы не помешали им окружить девочку любовью и заложить в ней прочные жизненные принципы.
Чем отличается Наташа от Надежды? Хотя семьи обеих девочек нельзя назвать благополучными, Надежда очень любит бабушку и дедушку, в то время как у Наташи нет глубоких привязанностей. Знание особенностей их воспитания позволит учителям выбрать правильную педагогическую тактику по отношению к каждой из них.
Вера старается дружить со всеми. Иногда друзья злоупотребляют ее готовностью сделать для них все, что угодно. Вере одиннадцать лет, больше всего на свете ей нравится, когда ее хвалят. Вера неплохо учится. Но в моменты сильного напряжения у девочки начинает болеть голова, и она вынуждена уходить из школы раньше, чем обычно.
У Валентины новые друзья появляются сами собой. Как и у большинства детей в одиннадцать лет, у нее возникают и проблемы с друзьями, но, в отличие от многих своих сверстниц, Вера не придает этим проблемам большого значения. Сильный характер позволяет ей делать самостоятельный выбор и при необходимости ответить <> или <>. Обычно она хорошо знает, чего хочет, и не стесняется сказать об этом. Друзья уважают Валентину и стремятся заслужить ее одобрение.
Какие качества отличают Валентину от Веры? Валентина проявляет свойства здоровой, сформировавшейся личности, что позволяет ей вести себя независимо, сохранять чувство ответственности и избегать многих проблем, которые Вере кажутся непреодолимыми.
Анатолий всегда красиво и опрятно одет. Он прекрасный ученик, очень аккуратно выполняет все задания. Но, если Анатолий не уверен в правильности ответа, он готов соврать, лишь бы не признать свою ошибку. Он чувствует себя непринужденно в компании взрослых, но сверстникам с ним общаться трудно. Иногда он начинает высокомерно критиковать одноклассников. И хотя ему кажется, что он всех в классе подчинил своему влиянию, многие не обращают на него внимания и просто не хотят с ним дружить.
Алексей лучше чувствует себя в кругу сверстников, чем среди взрослых, но это не мешает ему непринужденно беседовать со старшими и пользоваться их уважением. Кажется, что он не старается выделиться среди учащихся, но одноклассники видят в нем лидера. Алексей всегда готов ободрить окружающих. Он спокойно принимает и победы, и разочарования, не боится признать свою ошибку, но затем не жалеет труда, чтобы преодолеть ее последствия. Алексей всегда защищает несправедливо критикуемых друзей, однако не считает безупречными ни их, ни себя.
Чтобы добиться признания у окружающих, Анатолий пытается быть <>. Боязнь остаться в одиночестве настраивает его на излишнюю придирчивость к другим и самому себе, нетерпимость к человеческим слабостям. Напротив, Алексей принимает себя и других такими, как они есть. Он умеет прощать и принимать прощение.
Каждая из этих пар Наталия – Надежда, Вера – Валентина, Анатолий – Алексей служит иллюстрацией к той или иной проблеме воспитания характера. В дальнейшем мы подробнее проанализируем эти проблемы, посмотрим, как они сказываются на формировании личности и что происходит, если дети не могут их решить.
Этапы возрастного развития детей и подростков
В предыдущей статье мы познакомили вас с шестью школьниками, которых условно разделили на пары. В первую пару дети объединены по признакам отношения к другим людям, во вторую – по степени сформированности личности и в третью – по их представлениям о добре и зле. Мы вернемся к разговору об этих учащихся в последующих публикациях. А сейчас раскроем некоторые теоретические положения, на основе которых будет строиться содержание остальных статей.
Изучением закономерностей развития человека, тех изменений, которые происходят на протяжении всей его жизни, занимались такие известные ученые, как Жан Пьяже, Эрик Эриксон, Лоуренс Кольберг. Исходным пунктом нашего исследования стало положение о том, что в своем развитии человек проходит определенные этапы, общие для всех людей. При выполнении задач каждого из этапов успех зависит от степени готовности к переходу на следующий этап развития. Например, при становлении взаимоотношений, по мнению Эрика Эриксона, первым этапом является формирование привязанностей. Второй этап – формирование самосознания – в значительной мере основывается на результатах первого. Ж.Пьяже, описывая развитие когнитивной сферы, выделил дооперационный этап, этап конкретных действий и, наконец, развитие формального, или абстрактного, мышления.
Все ли люди проходят этот путь в одинаковой последовательности? К несчастью, некоторым недоступны те или иные области развития. Одни не развиваются физически и умирают в младенчестве. У других не формируются когнитивные навыки, и на протяжении всей жизни их ум остается умом младенца. Часть людей не развивается с точки зрения формирования взаимоотношений, что тоже трагично. Но большинство из нас эти опасности минуют. И вопрос заключается лишь в том, насколько наше развитие отвечает требованиям того или иного этапа.
От чего зависит успешное развитие человека на каждом из этапов? На процесс развития влияет множество факторов, но основной из них – социальная микросреда, в которой растет ребенок. Ученые пришли к выводу, что уже в первые месяцы его жизни домашняя обстановка закладывает основы будущего характера. Совершенно очевидно, что у ребенка, в семье которого царят любовь, доброжелательность, атмосфера для развития куда благоприятнее, чем в атмосфере холодного отчуждения, постоянных размолвок и т.п.
Все психологи сходятся во мнении о том, что человеку свойственно стремление к общению с другими людьми. Изучая Библию, мы приходим к заключению, что в этом проявляется замысел Бога. Отступая от путей Господних, человек часто испытывает отчуждение не только от Бога, но и от людей. Он может действовать не по собственному злому умыслу, а под воздействием окружающей среды, но следствием будет все то же отчуждение. В результате его мучают одиночество, страх, отчаяние, ощущение своей ненужности и порочности.
Некоторые люди пытаются восполнить недостаток искреннего общения так называемыми псевдоотношениями. Неумеренность в еде, наркотики, половые извращения – все это служит единственной цели: создать ощущение душевного комфорта и даже эйфории. Но псевдоотношения не приносят длительного удовлетворения. Радость общения не может быть долгой, если люди просто используют друг друга в своих эгоистических интересах.
Единственно правильное решение проблемы – примирение. У людей, примирившихся с Богом и друг с другом, характеры преображаются, перестраиваются на основе подлинной любви. Учащиеся, окруженные такой любовью, получают возможность воспитать в себе сильный характер.
Комментарии