Наш Северодвинск – город будущего, красивый, компактный. В нем живут талантливые, трудолюбивые люди, которые умеют заботиться о детях. Особое внимание уделяют здоровью и образованию. В городской детской больнице, руководит ею заслуженный врач России Галина Константиновна Кузьмина, лечат за год почти 50 тысяч детей.
Высокое мастерство и материнская нежность – главные качества, которые требуют здесь от каждого врача и медсестры. “Чужой ребенок – наш ребенок”, – считают они и делают все возможное, чтобы он как можно меньше страдал.
Уже в коридоре маленький пациент видит яркие картинки на стенах. В палатах чисто, тепло. Красиво и уютно в игровой комнате. Есть библиотека. В отделениях проходят праздники, организуются концерты. В прошлом году встречали гостей из Норвегии. Все это позволяет справляться с болезнями быстрее и легче.
Уже в первый день, когда ребенок поступает в больницу, родители знают, что в трех отделениях (нефрологическом, пульмонологическом и травматологии) ведутся уроки. Поэтому несут учебники русского языка и математики, тетради и ручки. Школа в больнице, конечно, отличается от школы обычной. Бывает такое – отвечает ученик на уроке и вдруг: “Ой, мне сегодня к зубному…” Или медсестра зашла и объявила: “Не забудьте сделать уколы”. Учитель всегда скажет: “Не бойся, иди к зубному, я с тобой!” Или: “Укол – это хорошо, он же тебя лечит”. Или: “Пусть солнышко тебе поможет” (если, конечно, оно светит в этот день). Для учителя, работающего в больнице, нет ничего важнее больных, страдающих детей. А не придешь день-два и слышишь: “Где вы были, мы так соскучились…”
Роль школьного учителя здесь особенная, ведь в школе мы редко видим детские слезы, тоску, боль… А в больнице с этим встречаешься постоянно. И мы, учителя, понимаем, что сочувствие должно быть простым, естественным. В нашей больнице никто ничего не делает молча: ласковый тон, спокойное обращение – все помогает в лечении.
Хорошее настроение детей – это надежная основа учебного процесса, организованного в больнице. Главным, как и в школе, конечно, становится урок. Занятия проводятся в столовой, где собираются все ученики. Составлено расписание, предусмотрены уроки русского языка и математики (по два в неделю). Но уроки проходят по классам: пока идет урок для пятого класса, другие занимаются самостоятельно, выполняя домашнее задание или повторяя изученный материал. Потом идет урок для шестого класса, потом – для седьмого и так далее.
Продолжительность урока 15-20 минут. Бывает, присутствуют 17 человек (по четыре-пять учеников из класса), а иногда – один-два человека. Объясняя новый материал, мы используем учебник, наглядность, занимательную литературу, игры. Особое внимание уделяем индивидуальной работе, ведь дети пришли из разных школ с разным уровнем развития. Домашние письменные задания даем не всем (все зависит от заболеваний и физического состояния) и оцениваем их отдельно (другой оценкой, чем за устные ответы). Кстати, об отметках. Неудовлетворительных не ставим никогда! Выписываясь, каждый ученик получает справку с оценками, в школе могут учесть их при подведении итогов за четверть.
Понятно, что педагогическая работа в больнице – это не самоцель: она органически связана и скоординирована с лечебной работой, помогает детям справиться с заболеванием, улучшить их настроение, не отстать в учебе. Наши наблюдения показывают: школьные занятия в больнице не дают ребенку уходить в болезнь, тосковать, чувствовать себя оторванным от жизни.
Лидия ДРЯХЛИЦИНА,
заслуженный учитель школы РФ
Северодвинск,
Архангельская область
Комментарии