Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Продавливание интересов. Польза или вред? . «Лоббирование на корню»

Учительская газета, №14 от 13 апреля 2004. Читать номер
Автор:

Тема «Лоббизм. Влияние элиты на общественные процессы». Старшие классы ::

Цели: ученики должны знать понятие «лоббизм», понимать его роль в обществе, различать виды элит, опасность существования политических клик. Ученики должны уметь глубоко (в соответствии с возрастом и уровнем подготовленности) анализировать различные стороны общественных явлений.

Основные понятия: лобби, элита, политическая элита, политическая клика, бюрократия, бюрократический произвол.

Определение лоббизма

ЛОББИ (лоббизм) (от англ. lobby – крытая, прогулочная площадка, коридор) – слово со сложной судьбой. В 1553 г. употреблялось для указания на прогулочную площадку в монастыре. Столетие спустя так же начали называть помещение для прогулок в палате общин Англии. Но политический оттенок это слово приобрело еще два столетия спустя, причем в Америке, когда в 1864 г. термин «лоббирование» начал обозначать покупку голосов за деньги в коридорах конгресса. Однако в Англии такая политика считалась предосудительной, и слово прижилось лишь с ХХ в., а затем его начали употреблять и в других странах. Политика лоббизма может проводиться в пользу 1) отдельных социальных и политических сил (необязательно реакционных; свое лобби в конгрессе могут иметь профсоюзы, антивоенные движении и т.д.); 2) отдельных стран и регионов (здесь возможно противостояние, как, к примеру, в конгрессе США китайского и тайваньского лобби); 3) стратегий решения общесоциальных или глобальных проблем (технократизм против экологазма и т.п.).

Лоббизм, будучи наиболее полно выявленным в США (где с 1946 г. он регистрируется и находится под финансовым контролем в соответствии с законом), характерен практически для всех социально-политических структур. Часто, вопреки обыденным представлениям, это не только закулисный подкуп, но и система аргументации, механизм подготовки и принятия социально-конструктивных актов. Лоббизм – это многоступенчатое явление. Венчает его политик (или группа политиков), предлагающий или осуществляющий решения; середину составляет многотысячный отряд экспертов, консультантов, исполнителей; часто это бывшие чиновники и государственные деятели, профессиональные юристы, специалисты по общественному мнению.

Если бы у нас были данные обо всех государствах всех времен, мы, вероятно, обнаружили бы, что лоббизм в той или иной форме – неизбежный спутник правительств. Термин возник в американской политической жизни около 1830 года. Представители различных заинтересованных групп проводили многие часы в кулуарах (lobby – кулуар, холл, вестибюль) залов заседаний законодательных органов Соединенных Штатов, надеясь поговорить с законодателями и тем самым попытаться повилять на их решения. Постепенно термин вошел в политический жаргон и приобрел более широкий смысл, став относиться ко всем, кто так или иначе пытается повлиять на правительственные решения.

Лоббизм – это политика, направленная на создание групп давления на членов парламента с целью убеждения их голосовать за тот или иной проект.

Термин часто используется весьма вольно и порой неадекватно для обозначения всех видов политического влияния. Поскольку широко распространена точка зрения, что лоббисты часто используют неподходящие, предосудительные методы для достижения своих целей, понятие «лоббизм» содержит в себе для многих негативный смысловой оттенок. Несмотря на явную неточность современного использования термина, можно очертить некоторые строгие границы этого понятия.

1) Лоббирование связано лишь с принятием государственных решений. Решения, принимаемые частными лицами, организациями или корпорациями, могут также быть подвержены влиянию интересов определенных заинтересованных групп, однако такое влияние не принято называть лоббизмом.

2) Все виды лоббизма мотивированы желанием оказать влияние. Многие действия или события могут воздействовать на процесс принятия правительственных решений, но если они не вызваны желанием оказать влияние, то это не лоббизм.

3) Лоббирование подразумевает наличие посредника или представителя как связующего звена между группой граждан страны и официальными государственными лицами. Гражданин, который по своей собственной воле и пользуясь доступными ему средствами, стремится повлиять на правительственного чиновника, не может считаться лоббистом.

4) Всякое лоббирование неизменно связано с установлением контактов для передачи сообщений, поскольку это единственный путь, по которому можно осуществлять влияние.

Таким образом, в широком смысле лоббизм – это установление контактов и передача сообщений (лицами, не являющимися гражданами, действующими от своего собственного имени), адресованных представителям власти с намерением воздействовать на их решения.

В перечисленном списке отметьте утверждения, не соответствующие принципам лоббизма. (См. таблицу 1).

Формы и методы лоббирования

На первоначальных стадиях развития лоббизма в Соединенных Штатах некоторые группы пытались получить преимущество в процессе конкуренции, засылая своих эмиссаров (лоббистов) в стан правительства. Лоббирование на тех стадиях было в большей степени функцией прямых личных взаимоотношений между лоббистами и официальными лицами, принимающими решения. Группы, обладающие более компетентными лоббистами, имели больше шансов достичь своих целей, тогда как группы, не имеющие данного инструмента, оказывались в невыгодном положении и получали заинтересованность в том, чтобы обзавестись собственными профессиональными лоббистами. Постепенно центры государственной власти в столице и в штатах были заполнены толпами лоббистов, ищущих возможности установления личных прямых контактов с представителями власти. Легкая возможность для непосредственного контакта, характерная для тех времен, когда лоббистов было мало, перестала существовать. Столкнувшись с ситуацией, когда каналы для прямых контактов стали перегружены, лоббисты перешли к непрямым методам коммуникации. Они стали использовать вторичных посредников, которые, по их мнению, имели более надежный и частый доступ к соответствующим лицам, – родственников или друзей официальных деятелей. Кроме того, они стали организовывать массовые кампании по отправке писем и телеграмм с расчетом создать впечатление наличия широкого общественного мнения «за» или «против» той или иной политики. Организовывались массированные кампании в средствах массовой информации с целью изменить (или поддержать) политические тенденции.

Эта смена тактики с уклоном на непрямые методы получила название «лоббирование на корню» («lobby at the grass roots»). Современная практика лоббирования в Вашингтоне представляет собой смесь прямых и непрямых методов.

Два основных типа представительства интересов

Вариант лоббизма, как он охарактеризован выше, – это практика давления снизу вверх со стороны самоорганизующихся интересов определенных групп населения на государственные органы с целью получения определенных преимуществ, льгот, привилегий для этих групп. При этом предполагается, что государство суверенно и контролирует распределение ресурсов, статусов, экономических и социальных льгот. Группы интересов стараются воздействовать на государство, но в конечном счете принятие решений во многом находится в руках государства.

Но это не единственный способ взаимодействия государства и организованных интересов разных групп населения. Другой способ состоит в том, что государство заключает с какой-то из групп давления или групп интересов своего рода конвенцию (явное или неявное соглашение), получая в обмен на определенные предоставляемые ей привилегии ее лояльность и гарантию содействия государственным интересам. Если в первом случае можно говорить о лоббировании как «давлении» на государство со стороны групп интереса, то во втором случае речь идет о лоббировании как «обмене», или «контракте». В первом случае это именуется плюралистическим типом представительства интересов, во втором – это корпоратистский тип представительства.

Законодательное регулирование лоббизма

Почти каждый, кто серьезно задумывается о лобби, сталкивается с вопросом, как его можно контролировать. Вполне явным является предположение, что если процесс оставить без контроля, то общественное благо может пострадать. Многочисленные злоупотребления, имевшие место в прошлом, позволяют сделать вывод о правильности данного предположения. Имеется два общепризнанных стандарта, которые должны быть соблюдены при выработке мер по регулированию лоббизма. Результаты уже принятых мер законодательного или иного характера должны отвечать этим двум требованиям. Первое из них – соблюдение того, чтобы никакой контроль за лобби не противодействовал реализации конституционного права подачи петиций. Это право является столь фундаментальным при демократическом и либерально-демократическом режимах, что лучше терпеть возможные негативные явления, возникающие при лоббировании, чем отказываться от этого права. Так что возможные меры по запрещению или другому законодательному препятствованию лоббированию автоматически исключаются из сферы рассмотрения, так как в интерпретации лоббистов первая поправка к конституции США (дающая гражданам возможность обращаться к правительству с просьбами об удовлетворении жалоб) звучит как хорошо составленный лоббистом законопроект». И с ними трудно поспорить. Второе требование – это видимость данного процесса. Если граждане участвуют в реализации своей власти, то они должны знать, что происходит при принятии государственных решений. Если же лоббирование будет происходить тайно, то это также может привести к весьма нежелательным результатам.

Итак, основной формулой регулирования лоббизма является сохранение конституционного права петиций плюс максимальная открытость процесса.

Многих граждан, не являющихся членами партии, также интересует политика их правительства. В условиях демократии они могут влиять на политику, действуя как индивидуально, так и образовывая так называемые группы по интересам, группы давления (лобби). Эти группы могут иметь различную степень организованности, единства, продолжительности своего существования, эффективности. Порой группы по интересам существуют длительное время, но чаще всего они создаются на короткое время для решения каких-то конкретных задач. В мировой практике среди групп лобби есть: группы, требующие решения каких-либо конкретных экономических вопросов; группы, акцентирующие свое внимание на решении социальных и культурных проблем.

Большое значение в демократическом обществе имеют объединения: беженцев, лингвистические группы, расовые, религиозные, национальные.

В формировании общественного мнения важную роль играют объединения по интересам. Можно выделить «экономические группы по интересам», например, профсоюзы, ассоциации производителей и коммерсантов, торговые палаты.

Демократии – это сложная форма государственного устройства, требующая высокого уровня профессионализма. Профессионализм в свою очередь порождает такое явление, как концентрация власти в руках узких элитарных группировок. Это явление может носить как позитивный, так и негативный характер. Следует различать элиту общества, политическую элиту и политическую клику.

Что общего и различного между понятиями, выделите основные различия (см. таблицу 2).

Подумайте, какие негативные и позитивные проявления может иметь лоббирование и деятельность элит. Дополните недостающее в таблице 3.

Ирина ДОЛИНИНА, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Пермского университета


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту