search
main
0

Проблемы трудные, но разрешимые

В Санкт-Петербурге на 12-е заседание Совета по сотрудничеству в области образования государств-стран СНГ собрались руководители образования ближнего зарубежья. Наш корреспондент Наталья Алексютина попросила их высказаться о проблемах сельской школы.

Республика Казахстан

Серикжан КАНАЕВ, директор административного департамента Министерства образования и науки:

– Из 8 с лишним тысяч казахских школ около 6 тысяч малокомплектные и расположены в сельской местности. Правительству республики небезразлична их судьба. Сейчас в Казахстане разрабатывается государственная программа поддержки и оказания содействия таким школам. Одно из ее направлений – строительство новых хороших школ в аулах. Мы гордимся, что в прошлом году завершили компьютеризацию абсолютно всех школ. Каждая из них имеет компьютерные классы. Вторым этапом этой программы стала информатизация среднего образования. С помощью интернета, спутников мы собираемся охватить все школы, обеспечив таким образом доступность качественного образования в далеком от центра районе. Спутниковые тарелки, что устанавливаются на селе, позволяют соединить школу в глубинке и лучшее учебное заведение республики, попасть в банк данных и поприсутствовать на прямом телеуроке. Также у нас принята программа по созданию целой серии электронных учебников. В этом плане мы сотрудничаем с рядом сильных вузов и Институтом ЮНЕСКО.
Больше всего во время выхода из рублевой зоны, в процессе принятия суверенитета пострадало село, но нам бы не хотелось, чтобы в нем умирала школа. С ее исчезновением исчезнет и село. Уйдут люди. Наступит запустение земель. Наша главная задача на сегодня: сохранить и поднять сельскую школу, даже если в ней обучаются всего десять человек.
Проблема доставки учеников в школу, конечно, существует, однако в рамках программы всеобуча, а ее контролирует сам президент Назарбаев, каждый сельский округ обязан удовлетворить право ребенка на получение образования. И если по вине служб, отвечающих за транспорт, дети не посещают школу, то это может грозить первыми серьезными последствиями.

Республика Молдова

Лилия ПОГОЛЬША, заместитель министра образования:

– Самая назревшая проблема молдавской сельской школы – обеспечение ее педагогическими кадрами. Не секрет, что в силу ее малокомплектности сразу несколько предметов вынужден вести один и тот же педагог. В этом году правительство республики предложило решить данный вопрос увеличением дополнительных бюджетных мест в вузах. То есть еще около 1100 выпускников сельских школ в этом году стали студентами. Причем преимущества были отданы педагогическим специальностям. Почему акцент сделали на этих ребятах? Потому что, как нам подсказала реальная, изученная на местах ситуация, именно они вернутся в свои села. Их рекомендовал местный совет и он же будет ждать своих детей, но уже в качестве молодых специалистов.

Республика Беларусь

Василий СТРАЖЕВ, председатель Совета по сотрудничеству в области образования государств-участников СНГ, ректор Института высшей школы Министерства образования:

– Надо сказать, что в изменении отношения к сельской школе мы идем параллельным курсом с Россией. В 1997 году на первом съезде учителей Беларуси была принята программа “Сельская школа”, а в 2001 году – программа “Школьный автобус”. Разумеется, это включает и оптимизацию малокомплектной школы, но здесь важно действовать осторожно. Главное, помнить, что оптимизация осуществляется не столько для того, чтобы сэкономить деньги (хотя это немаловажно), сколько для того, чтобы повысить качество сельского образования. Посмотрите на некоторые школы в глубинке: там действительно далеко даже до среднего уровня. Об этом свидетельствует программа, в которой участвовали 32 страны, в том числе и Россия. Так вот, результат оценки знаний старшеклассников показал резкие различия между сельскими и городскими выпускниками. И эта разница даже более значима, нежели разница в успехах детей из семей с различным имущественным доходом. Причины слабой подготовки учеников сельских школ я усматриваю в недостаточном уровне подготовки учителей, в плохом материально-техническом обеспечении школ и тяжелом материальном положении семей.
В Беларуси проводится политика, которую считаю правильной. Она предусматривает квотирование при поступлении для сельской молодежи. Когда ребята подают заявления о приеме в вуз, то бюджетные места распределяются пропорционально поданным заявлениям. Если 20% заявлений подано ребятами из сельской местности, то 20% мест за ними и сохраняется. Это есть достижение социального равенства. Предоставив же всем состязаться в свободном конкурсе, мы на первых курсах обнаружим минимум сельских ребят.
Что касается проблемы педагогических кадров на селе, то в Беларуси ее нет. Мы с 1992 года взяли твердый курс на целевой прием, и практика показала, что не ошиблись. Ребята берут на себя обязательства вернуться и, как правило, возвращаются. Приживаются и работают. Во всяком случае прецедентов с возвращением денег за учебу в связи с невыполнением обязательств не было. Закреплению на селе сейчас способствуют и уменьшившаяся мобильность населения, и обеспечение жильем молодых специалистов.

Сетевые показатели по общеобразовательным учреждениям

Общеобразовательные учреждения системы Министерства образования Российской Федерации (тыс.)

Контингент учащихся общеобразовательных учреждений системы Министерства образования Российской Федерации (тыс. чел.)

Уважаемые читатели! Вы закрыли последнюю страницу шестого специального выпуска “Модернизация: шаг в будущее”. Напишите, понравились ли они вам? Поделитесь с нами своим отношением к проблемам модернизации. Мы хотели бы знать, как вы относитесь к введению ЕГЭ, к идее старшей профильной школы, довольны ли тем, как проходит в вашем регионе реструктуризация сельской школы?

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте