Всероссийский научно-практический семинар \”Создание доступной среды в инклюзивной образовательной организации\” прошёл в Институте образования и социальных наук Северо-Кавказского федерального университета в рамках выполнения госзадания Министерства образования и науки РФ при реализации Федеральной программы \”Доступная среда\”. 240 педагогов и учёных, психологов и дефектологов из 36 регионов России делились опытом обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в обычных образовательных учреждениях.
Открыл пленарное заседание Семинара первый проректор СКФУ Дмитрий Сумской, Он рассказал об одной из программ сетевого взаимодействия федеральных университетов, которая будет запущена в СКФУ 1 сентября 2015 года. Одновременно с СКФУ сетевую дефектологическую программу будут реализовывать Южный федеральный и Северный (Арктический) федеральный университет.
Для участников семинара ООО \”Центр слуха и речи Верботон-М+\” (Кисловодский филиал) была организована выставка \”Современные технические приспособления для внедрения принципов универсального дизайна в повседневную жизнь\”, на которой было представлено инновационное оборудование для создания доступной среды.
Что такое безбарьерная среда, какой она должна быть в школе и в университете, и самое главное, как правильно готовить педагогов для обучения таких детей – эти вопросы два дня обсуждались в ведущем вузе региона. На пленарном заседании участники прослушали доклады представителей Министерства образования и молодёжной политики и Министерства труда и социальной защиты Ставропольского края – о ситуации в регионе с обучением и развитием детей-инвалидов, а ведущие педагоги вузов страны рассказали о системе обучения студентов дефектологических отделений. Десять практических секции семинара прошли на базе ставропольских детских учреждений, успешно воплощающих в жизнь идеи доступной среды.
Декан дефектологического факультета Московского государственного гуманитарного университета имени Шолохова Илья Евтушенко считает, что Северо-Кавказский федеральный округ является одним из ведущих регионов в развитии безбарьерной среды. Немалый вклад в него вносит СКФУ:
– Учиться в обычных образовательных учреждениях крайне важно для социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья. Ваш университет облегчаем вхождение в общество в качестве полноправных участников общественного процесса, общественной деятельности, что конечно оказывает им неоценимую помощь в трудоустройстве, – уверен Декан дефектологического факультета Московского государственного гуманитарного университета. – Вклад каждого из нас будет значителен в случае, если мы создадим безбарьерную среду внутри каждого из нас. И слушая сегодня выступления руководства СКФУ, зная, как много делает ректор университета Алина Афакоевна Левитская в плане оказания помощи лицам с инвалидностью, можно сделать вывод о том, что университет идет по правильному пути.
Директор Института образования и социальных наук Валерий Шаповалов объяснил победу в конкурсе на выполнение госзаказа Минобрнауки РФ тем, что СКФУ является правопреемником двух крупных вузов, учёные которых долгие годы занимались проблемами инклюзивного образования:
– Нами накоплен определённый ресурс, который даёт основание университету на получение таких государственных заданий. И прежде всего этот семинар – мероприятие по повышению квалификации для всех участников, – сказал Валерий Шаповалов. – Здесь представляется передовой опыт, идеи и технологии как подготовки учителей и психологов для учебных учреждений, то, что делаем и мы как вуз. Кроме того мы имеем возможность познакомиться с тем опытом, что накоплен в детских садах и школах нашего города, а участники из других регионов рассказывают нам о своей практике и своём опыте.
Это даёт возможность тиражировать на всю Россию уже наработанный опыт отдельных регионов, а также выработать единые предложения, которые будут представлены в Министерство образования и науки Российской Федерации. В рамках госзаказа весь следующий год будут проводиться крупные мероприятия различного уровня, в том числе международные, что позволит учёным Института образования и социальных наук СКФУ собрать и проанализировать различный опыт инклюзивного образования. В конце 2015 года итоги работы и, главное, рекомендации по повышению доступности инклюзивного образования в России будут переданы в Министерство образования и науки Российской Федерации.
По окончании работы в секциях выступили руководители с предложениями для итоговой резолюции семинара.
Основными решениями в резолюции семинара стали:
Необходимость консолидации усилий всех сторон, принимающих участие в реализации государственной политики по созданию доступной среды для лиц с ОВЗ в инклюзивных образовательных организациях.
Осуществление планомерной работы по совершенствованию системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для работы с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного образования.
Распространение и учет опыта экспериментальных школ и других уникальных образовательных учреждений – \”точек развития\” инклюзивной образовательной практики при моделировании доступной среды в инклюзивной образовательной организации.
Развитие международного сотрудничества в области теории и практики инклюзивного образования, трансляция достижений и взаимообмен опытом.
Привлечение внимания общества к проблемам лиц с ОВЗ и инвалидов через СМИ, организация и поддержка кампаний, касающихся проблем инклюзивного образования и жизнедеятельности лиц с ОВЗ.
Активизация научно-исследовательской работы в области инклюзивного образования лиц с ОВЗ.
По информации Управления по информации и связям с общественностью СКФУ
Фото Марии Голубевой
Комментарии