О положении работников дошкольных образовательных учреждений и действиях Профсоюза
Профсоюз работников народного образования и науки Российской Федерации
ПРЕЗИДИУМ ЦЕНТРАЛЬНОГО КОМИТЕТА ПРОФСОЮЗА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
20 февраля 2007 года г. Москва №9
О положении работников дошкольных образовательных учреждений и действиях Профсоюза
Президиум ЦК Профсоюза отмечает, что уровень материального обеспечения работников в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) остается крайне низким, в том числе даже в сравнении с работниками общеобразовательных учреждений, тогда как труд работников ДОУ востребован обществом в не меньшей степени, чем труд учителей, и требует высокого педагогического мастерства и квалификации особенно в условиях ускорения модернизации российского образования и реализации демографической политики, направленной на стимулирование рождаемости.
В то же время система дошкольного образования ни в 2006-м, ни в 2007 годах не включена в приоритетный национальный проект «Образование», несмотря на неоднократные обращения Профсоюза к федеральным органам власти. Соответствующие обращения территориальных организаций Профсоюза к государственным органам власти в субъектах Российской Федерации нашли поддержку лишь в нескольких регионах.
В связи с вышеизложенным Президиум ЦК Профсоюза ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Принять и направить в адрес федеральных государственных органов представительной, законодательной и исполнительной власти обращение Президиума ЦК Профсоюза по проблемам дошкольного образования и мерам по улучшению положения работников дошкольных образовательных учреждений.
2. Территориальным организациям Профсоюза:
2.1. Провести организаторскую работу по обсуждению в учреждениях дошкольного образования и других образовательных учреждениях принятого Президиумом ЦК Профсоюза обращения и направлению в период до середины апреля т.г. телеграмм в адрес Президента РФ В.В.Путина, председателя Государственной Думы Федерального Собрания РФ Б.В.Грызлова в поддержку данного обращения по улучшению положения работников дошкольных образовательных учреждений; проинформировать ЦК Профсоюза о количестве телеграмм, направленных от каждой территориальной организации.
2.2. В целях обсуждения и принятия дополнительных мер на региональном и муниципальном уровнях власти по укреплению кадрового потенциала и улучшению материального положения работников дошкольных образовательных учреждений:
– провести анкетирование работников дошкольных образовательных учреждений и родителей воспитанников ДОУ;
– организовать совместно с органами управления образованием проведение встреч работников учреждений дошкольного образования, профсоюзного актива с главами администраций местных органов власти, «круглых столов», расширенных заседаний выборных органов профсоюзных организаций с участием депутатов законодательных собраний, родителей, других заинтересованных лиц и организаций по проблемам развития дошкольного образования, улучшения материального положения работников ДОУ, в том числе увеличения бюджетных ассигнований на премирование работников за снижение заболеваемости детей;
– организовать в апреле т.г. направление обращений выборных органов профсоюзных организаций, коллективов дошкольных учреждений образования в адрес региональных и муниципальных органов власти по вышеуказанным вопросам.
3. Организовать в газете «Мой профсоюз», других средствах массовой информации, в том числе на уровне субъектов РФ и муниципалитетов, на сайтах Профсоюза и территориальных организаций Профсоюза освещение хода проводимой акции и ее результатов.
4. Контроль за выполнением данного постановления возложить на заместителя председателя Профсоюза Т.В.Куприянову, члена Президиума ЦК Профсоюза, председателя постоянной комиссии ЦК Профсоюза Т.А.Макееву, секретаря ЦК Профсоюза В.П.Юдина, зав. отделом аппарата ЦК Профсоюза Т.М.Алешину.
Председатель Профсоюза
Г.И. Меркулова
О Б Р А Щ Е Н И Е
Президиума Центрального комитета Профсоюза работников народного образования и науки РФ к федеральным органам представительной, законодательной и исполнительной власти
Президиум ЦК Профсоюза с пониманием и надеждой воспринял предпринимаемые руководством страны меры, направленные на демографическое развитие России, связанные с увеличением рождаемости, – введение родовых сертификатов, материнского капитала, увеличение размера пособий на детей, введение дифференцированного порядка выплаты компенсации части родительской платы, фактически взимаемой за содержание ребенка в дошкольных образовательных учреждениях, в зависимости от количества детей в семье и др.
Президиум ЦК Профсоюза разделяет уверенность в том, что эти меры будут способствовать увеличению рождаемости, повышению уровня доступности дошкольного образования детей для большей части населения, что потребует своевременного увеличения количества дошкольных образовательных учреждений, развития иных форм дошкольного образования и обеспечения их кадрами.
Вместе с тем за последние 15 лет число дошкольных образовательных учреждений в Российской Федерации сократилось почти в два раза (с 87,9 тысячи в 1990 году до 46 тысяч в 2004 году), в результате чего дошкольным образованием в среднем по России охвачено только 55% детей соответствующего возраста. В очереди на поступление в детские дошкольные учреждения стоят в настоящее время более 900 тысяч детей.
Сегодня дошкольные образовательные учреждения испытывают недостаток в кадрах воспитателей, младших воспитателей (помощников воспитателей) и других работников. В эти учреждения вынужденно привлекаются для работы лица, не имеющие порой даже среднего педагогического образования. Только 35% педагогических работников ДОУ имеют высшее профессиональное образование. Учитывая, что численность фактически работающих в ДОУ почти на 16 тысяч меньше, чем количество предусмотренных по штатному расписанию работников, воспитатели вынужденно работают со значительно большей нагрузкой, выполняют одновременно работу отсутствующего помощника воспитателя в ущерб своим основным функциям, качеству образования детей и их здоровью.
Президиум ЦК Профсоюза отмечает, что, к сожалению, в программу действий федеральных органов власти по демографическому развитию страны пока не включены меры, направленные на развитие сети дошкольных образовательных учреждений, их кадрового потенциала, а следовательно, и повышение квалификации, переподготовку, повышение социального статуса работников, включая повышение уровня их материального обеспечения, улучшение условий труда.
Основной причиной такого положения прежде всего является крайне низкая заработная плата всех категорий работников этих учреждений, а также более низкий по сравнению с аналогичными категориями педагогических и руководящих работников других образовательных учреждений уровень прав и гарантий – меньшая продолжительность отпуска у воспитателей и большая норма часов педагогической работы за ставку заработной платы по сравнению с воспитателями групп продленного дня общеобразовательных учреждений, школ-интернатов. Для воспитателей дошкольных образовательных учреждений не предусматриваются также выплаты за дополнительные функции – работу с родителями и лицами, их замещающими, по воспитанию детей (то есть выплаты, аналогичные выплатам учителям за классное руководство).
В результате заработная плата педагогических работников дошкольных образовательных учреждений в среднем по регионам России на четверть меньше, чем заработная плата педагогов в общеобразовательных учреждениях, ниже величины прожиточного минимума в большинстве регионов страны и составила в 2006 году лишь 47% от средней заработной платы по отраслям экономики России.
В связи с этим работа в дошкольных образовательных учреждениях стала непривлекательной и непрестижной для абсолютного большинства молодежи. По прогнозам демографов, с рынка труда уйдет ныне работающее поколение воспитателей, а молодые люди, скорее всего, выберут для себя иную стезю. Тем не менее обращения Профсоюза к органам федеральной исполнительной власти с предложением включить систему дошкольного образования начиная с 2007 года в приоритетный национальный проект «Образование» не были поддержаны.
По мнению Президиума ЦК Профсоюза, без качественных системных мер по повышению социального статуса педагогических работников дошкольных образовательных учреждений, усилению внимания власти к развитию кадрового потенциала в них невозможно решить задачи, поставленные Президентом Российской Федерации В.В.Путиным по повышению доступности и качества дошкольного образования и воспитания детей, а следовательно, и задачи демографического развития страны.
В связи с вышеизложенным Президиум ЦК Профсоюза настаивает на принятии следующих решений:
1. Предусмотреть в рамках нового направления приоритетного национального проекта «Образование» за счет средств федерального бюджета:
– установление на основе конкурсного отбора для 5000 лучших работников, осуществляющих воспитание детей дошкольного возраста (заведующих дошкольными учреждениями, их заместителей, старших воспитателей, воспитателей, музыкальных руководителей и других работников, участвующих в воспитании детей дошкольного возраста), денежного поощрения в размере 100 тысяч рублей ежегодно;
– государственную поддержку 1500 государственных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, реализующих инновационные общеобразовательные программы дошкольного образования и эффективно применяющих здоровьесберегающие технологии, в размере 1 млн. рублей ежегодно;
– установление воспитателям дошкольных образовательных учреждений, дошкольных групп общеобразовательных учреждений, учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста и других образовательных учреждений, в которых имеются группы для детей дошкольного возраста, доплат за работу с родителями и лицами, их заменяющими, по воспитанию детей в размере 1000 рублей.
2. Снизить для воспитателей дошкольных образовательных учреждений, дошкольных групп общеобразовательных учреждений и учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста норму часов педагогической работы за ставку до 30 часов, как это установлено для воспитателей групп продленного дня общеобразовательных учреждений, школ-интернатов и детских домов.
3. Приравнять воспитателей дошкольных образовательных учреждений, дошкольных групп общеобразовательных учреждений и учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста по продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска к воспитателям групп продленного дня общеобразовательных учреждений, школ-интернатов и детских домов, установив им отпуск продолжительностью 56 календарных дней.
4. Восстановить для заведующих дошкольными образовательными учреждениями и их заместителей право на досрочное назначение трудовой пенсии.
Комментарии