Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Призвание, помноженное на талант. Пример – лучший учитель

Учительская газета, №40 от 4 октября 2011. Читать номер
Автор:

​Форум молодых педагогов совместили с фестивалем педагогического мастерства победителей и лауреатов конкурса «Педагог года Подмосковья». Так новичкам в профессии удалось сразу же ознакомиться с блистательными уроками мастеров.

Встречи министра образования правительства Московской области с молодыми учителями Подмосковья стали хорошей традицией региона, они проводятся ежегодно. В 2011 году педагоги, принятые на работу в образовательные учреждения Московской области в этом году, собрались на трехдневный форум в Ивантеевке. Это позволило участникам форума подробно обсудить насущные проблемы, стоящие перед молодыми педагогами, и получить рекомендации различных специалистов по адаптации начинающих педагогов в муниципальной системе образования.Форум проводился в целях распространения передового опыта среди молодых педагогов Московской области, развития их творческой инициативы, повышения престижа педагогического труда и сохранения лучших традиций учительства Подмосковья.Участники форума детально ознакомились с системой образования Ивантеевки, основные мероприятия проходили в трех школах этого городского округа. Открытие форума состоялось в школе №2, открытые уроки шли в 1-й и 6-й школах. Проводились лекции по особенностям введения федеральных государственных образовательных стандартов, шли занятия в группах, где молодые специалисты получат консультации различных специалистов – психолога, методиста, представителя профсоюза. А также участники форума смогли поучаствовать в дебатах «Новой школе нужен современный учитель».На форум в 2011 году съехались более 160 человек из 72 муниципальных образований Московской области. Среди участников были и филологи, и математики, и учителя обществознания, а также учителя начальных классов, физического воспитания, изобразительного искусства, трудового обучения, педагоги-психологи, социальные педагоги, воспитатели дошкольных образовательных учреждений.Разговора по душам на уроке может и не состояться: едва успеешь тему раскрыть, проверить, как предыдущая усвоена, да задания на дом раздать, уже и звонок провозглашает – перемена. Благодатной площадкой, на которой порой удается достучаться до сердец, служат классные часы. В такие моменты общения учителя с учеником задаются непростые жизненные вопросы и возникают доверительные отношения между взрослым и ребенком.Молодым легче найти общий язык с юными всезнайками. Учителя в качестве старших товарищей на форуме старались открыться незнакомым школьникам и открыть их для самих себя. Они разбирались с ребятами в том, что значит стать успешным. Может быть, успех – это обладание?Десятиклассники рассуждали о том, что для них существует два вида достижений: сиюминутное и долгосрочное. К выполнению школьного задания идут медленно и кропотливо, методично выполняя условия для получения признания. А вот глобальные цели выполнятся когда-нибудь потом, как совокупность всего, чего человек достиг раньше. Кто-то из подростков думает, что успех вещь кратковременная, стремительный взлет не может удовлетворить личность полностью, и вообще важен сам процесс, стремление. Старшеклассники вырабатывают собственную шкалу ценности, для них главное – позиция человека. А вот становятся ли показателем успеха те материальные блага, которые видимы окружающим? Вряд ли, если они сопряжены с пустотой души и не делают человека счастливым – в пылу юношеского максимализма припечатали стяжателей ребята из Ивантеевки.Молодые учителя давали высказаться. В диспуте они становились проводниками, не подавляли размышления, но четко высказывали и свое мнение. Да, путей для достижения успеха, соглашались с молодыми людьми учителя, много, каждый выбирает свой. Например, в известной притче мэтр собрал своих учеников после продолжительного расставания. Они стали взрослыми, самостоятельными. Но большинство из них сетовали: они не стали счастливыми. Тогда учитель принес всем кофе. Напиток был разлит в разномастные чашки: в основательные керамические, хрупкие фарфоровые, в изысканные или же безвкусно разрисованные. Каждый схватил ту, которая понравилась, и тут же пожалел, подумав, что у соседа лучше. «Но вы пришли сюда наслаждаться не чашками, а кофе», – удивился учитель. Зрелость – это умение не кидаться на обертку, ведь она ничего не говорит об истинном вкусе конфеты. Хорошо, что десятиклассники это осознают.Как научить детей мыслить творчески? Как привить им любовь к чтению? Подобные вопросы для учителя порой встают в один ряд с задачами изобретения перпетуум-мобиле или эликсира бессмертия. Но откуда же тогда берутся ученики, стабильно побеждающие на олимпиадах самых высоких уровней или, скажем, способные ориентироваться в тексте романов Достоевского, как в собственной комнате? Поделиться своими находками и открытиями, сделать их достоянием каждого, кто трудится в школе, – такова одна из основных задач, которые ставят перед собой члены клуба «Педагог года Подмосковья».Ценность общения профессионалов в пространстве классной комнаты ничто иное не может превысить – ни актуальная книга, ни глубоко научная профессорская лекция. Такое взаимодействие похоже на сказку, где герой, попав в богатую страну, любуется дорогими восточными шелками и потом приобретает себе небольшой отрез этой красоты, дабы «перенесть ее в свой удел». Драгоценные россыпи накопленного годами опыта здесь раздаются по-царски щедро, причем без каких-либо цеховых или клановых ограничений. Например, учитель экономики из Лобни Евгений Смышляев, беседуя со старшеклассниками об экономических системах стран современного мира, вдруг делает яркую ссылку на пьесу Чехова «Вишневый сад». Всеохватность, интеграция, глубина мысли, наполняющие каждый урок, и восхищают, и страшат одновременно, как выступления эквилибристов под куполом цирка. А они, сами учителя, эти лучшие из лучших, подводя итог своему выступлению, всегда остаются собой недовольны, откровенно признаваясь коллегам в нереализованных за отведенные им сорок минут задачах. Конечно, они не боги, и все-таки каждый их урок всегда становится открытием, даря ребенку радость познания истины, оставляя при этом за ним право думать иначе. И со звонком на перемену никогда не ставится итоговая печать с грифом «хорошо» или «плохо», потому что загадка, тайна, проблема должны заставить ученика с нетерпением ждать новой встречи с изучаемым предметом. И скучным такой урок не может быть по определению.Три года подряд чеховские учителя становились лауреатами областного конкурса «Педагог года Подмосковья». В 2001 году счет победам открыла Наталья Талаева, преподаватель истории Новобытовской школы. В 2002-м эстафету подхватила Ольга Садовникова, учитель начальных классов гимназии №7, а в 2003-м учитель истории и обществознания гимназии №2 Ольга Шкунова еще раз доказала, что успех ее земляков в конкурсе не счастливая случайность, не подарок судьбы, а закономерность. Все трое они показывали, как можно урок превратить в действо, на фестивале в Ивантеевке.Участие в сложнейшем испытании профессионалов давно перестало быть наказанием для учителя. Напротив, престиж конкурса растет год от года. Что заставляет учителей сойти с хорошо проторенного маршрута отработанных методических тем и продолжать путь по целине? Талант? Да. Призвание? Да, конечно. Но есть еще нечто выходящее за рамки просто профессии. Это внутренний мир человека, его интеллигентность, элитарность – не в опошленном, а в самом высоком смысле этого слова.Ивантеевка


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту