Конфликты учитель – ученик, ученик – учитель в школьной жизни неизбежны, так как обучение – многогранная деятельность, в основе которой взаимодействие личностей. Между взрослым и ребенком не всегда возникает взаимопонимание. Это нормально. Страшно, когда эти взаимоотношения начинают перерастать в гиперконфликт, некую «гражданскую войну», в которую вовлекаются новые участники: учителя, ученики, родители, общественность, надзорные органы, СМИ.
Если родители обращаются в администрацию школы – это прекрасно. Такие родители неравнодушны к проблемам своего ребенка, следят за его школьной жизнью, хотят ему помочь и, главное, доверяют директору. Чтобы принять правильное решение, обязательно нужно выслушать все конфликтующие стороны. Обоснованные претензии, как правило, бывают и у родителей ученика, и у педагога. Порой достаточно организовать общий разговор, дать возможность высказаться всем, разложить по полочкам, принести взаимные извинения, прийти к общему мнению. Родители ведь тоже понимают, что их дети не всегда ангелы. Им самим порой трудно достичь взаимопонимания, доверительности со своими детьми.
Возникновение конфликтов обусловлено работой подсознания, темпераментом личностей, особенностями семейных отношений. В школе, как в зеркале, отражаются проблемы конкретной семьи, живущей в определенных социально-экономических условиях.
Однажды мне пришлось разбирать такой конфликт. Родители возмутились фразой, небрежно брошенной ребенку учителем физкультуры: «Твои родители работают в милиции и могли бы купить тебе лыжи». Вопросы материального характера нужно обсуждать не в детском коллективе, а индивидуально с родителями. Здесь учитель был не прав.
Именно обида ребенка словом вызывает самую сильную реакцию у родителей. Причина – подсознание. Мы все родом из детства, и большинство прошли советскую школу, когда учитель был поднят на такую высоту… и давил, и зажимал, потому что система обучения все же строилась на диктаторских позициях. Нисколько не хочу уменьшить достоинства той системы: прочные знания, развитое профессиональное образование, надежное и обязательное трудоустройство по специальности… Проще говоря – стабильность. Но маленькие и большие занозы в сердце от проглоченных и задавленных обид крепко сидят в нас. Мозг каждого неравнодушного родителя дает сигнал тревоги и действия.
Директор школы за все в ответе и обязан находить компромисс, принимаемый всеми конфликтующими сторонами. Мы все люди, порой совершающие ошибки. Очень важно умение их признать и вовремя исправить. В любом конфликте директор школы должен исходить из позиции, что случившееся с НАШИМ ребенком, НАШИМ учителем – трудности и боль НАШЕГО ОБЩЕГО школьного коллектива.
Римма ТОМИЛОВА, директор Холмогорской школы, Архангельская область
Комментарии