search
main
0

Привычка к труду благородная

Здесь готовят инициативных выпускников

Примерно в 50-60‑х годах прошлого века в сельских школах страны возникли ученические производственные бригады. Состояли они из старшеклассников. Под руководством взрослых – учителя, чаще всего биолога, и колхозно-сов­хозного агронома, совсем как взрослые, они занимались сельским хозяйством. Им выделялись довольно большой участок земли, необходимая техника. Подростки обрабатывали землю и получали урожай, который обычно был выше, чем на колхозных гектарах.

Пахарей готовят как летчиков – на тренажере

Выпускники школ были вполне готовы трудиться на полях и фермах. И пусть не всегда они оставались в родном селе, но зато получали на всю жизнь «привычку к труду благородную». Эти слова из стихотворения Некрасова были рубрикой в «Учительской газете» до конца 80‑х годов. Это было уникальное направление в трудовом воспитании школьников.

С тех пор прошло несколько десятилетий. В начале 90‑х почти повсеместно исчез этот бесценный опыт. Сегодня трудно найти действующую ученическую бригаду. Правда, кое-где такие бригады сохранились. Скажем, в Забайкальском крае подобные объединения школьников действуют по-прежнему. Сохранить и поддержать это движение помогают соревнования производственных ученических бригад, которые устраиваются почти ежегодно. Летом этого года состязание прошло на базе Приаргунского колледжа.

Сельский труд разнообразен. Сегодня требуются по-настоящему квалифицированные работники различных специальностей. Соревновались ребята по профессиональным направлениям, по десяти номинациям. Среди них – пахари, рационализаторы, овощеводы, коневоды, садоводы, операторы машинного доения, ландшафтные дизайнеры. Наряду с оценкой индивидуального мастерства участников подводились также итоги соревнования и между командами.

Участие в конкурсе – это своего рода праздник, престижный и привлекательный для ребят, поэтому они готовятся к нему в течение всего года. И относятся к нему со всей ответственностью, совсем как взрослые, ведь им придется сражаться за честь своей школы, своего района. И они стараются выполнять конкурсные задания профессионально.

Соревнования собирают немало зрителей и болельщиков. Вот, к примеру, взять турнир пахарей. Состояние техники – хоть на выставку отправляй. Каждый участник должен вспахать участок в 15 соток. Сначала разметить его. Учитываются качество вспашки, ее глубина, затраченное время. И ребята один за другим показывали мастерство, умение подчинить своей воле стального коня. Лучшим оказался ученик Беклемишевской школы Читинского района Дмитрий Болдырев. Он хорошо вспахал поле – качественно, правильной глубины.

На селе не желают полной замены лошади мотором, она по-прежнему должна служить человеку. Не меньше внимания привлекли и юные коневоды. Они наперегонки надевали седла на лошадей и скакали, как заправские наездники. Показали мастер-класс верховой езды. А еще запрягали коней в телегу, а это тоже надо уметь сделать быстро и правильно.

Как и всегда, особенно много болельщиков собрали ландшафтные дизайнеры. Они продемонстрировали знания агрономии, ботаники, рассказали об особенностях многих растений, из которых потом создали целые картины и оригинальные по подбору цветов клумбы, показали свое владение искусством ландшафтного дизайна.

Главный командный приз – мини-комбайн с навесным оборудованием – получила команда из Беклемишевской школы Читинского района. Ей же вручили путевку в знаменитый детский лагерь «Океан». Второе место досталось ученической производственной бригаде из Нерчинского района, третье – ребятам из Газимуро-Заводского района.

Многие считают Беклемишевскую школу, которой руководит Даниил Николаевич Хабаров, особенной, потому что именно ее воспитанники занимают первые места на самых разных конкурсах. Она одна из лучших не только в Читинском районе, но и во всем Забайкальском крае. И ученическая производственная бригада тоже одна из лучших.

Прежде в нее входили не только старшеклассники, но и ученики седьмых классов. Кроме сельскохозяйственных работ они каждую осень вместе с учителями заготавливали на зиму дрова для школы. А летом отдыхали и работали в лагере труда и отдыха.

В последние годы ребята увлеклись опытничеством. Так в деятельности ученических бригад появилось научное направление. Подростки вместе с педагогами и специалистами местного хозяйства выводят и испытывают новые сорта пшеницы, кукурузы, многолетних трав. Исследуют современное состояние истока реки Хилок.

Одно поколение школьников сменяется другим, и очень хорошо, когда многие традиции, заложенные школьниками десятилетия назад, передаются последующим.

Село Беклемишево расположено на берегу живописного лесного озера Шакша и удачно вписывается в пейзаж. Все здесь продуманно и добротно. Веселые домики с голубыми кружевными наличниками, окруженные голубыми же заборами. Эстетически красиво оформлены дворы с использованием ландшафтного дизайна. И все это делается руками бывших и нынешних воспитанников школы.

Для этих ребят родные места не просто фон, декорация, лоно природы, где проходит их жизнь, а нечто живое, уязвимое, о чем постоянно нужно заботиться и беречь. И они берегут лес, который только кажется бесконечным и вечным, и пока еще многочисленное и разнообразное птичье население.

Наверное, не так много сельских школ можно отыскать, где биологию детям преподает ученый. А здесь ее ведет кандидат биологических наук, учитель высшей категории Ольга Валерьевна Веденская. Она преподает по разработанным ею учебным программам. Цель их – сформировать знания, умения, навыки самостоятельной и исследовательской деятельности детей в области экологии и биологии, а также воспитать у них экологическое мышление, экологическую культуру.

Под руководством Ольги Веденской школьники исследуют сообщества и экосистемы Забайкальского края. Эта работа вызывает у детей интерес к родной природе, желание активно участвовать в ее спасении. Их доклады, выступления изданы отдельной брошюрой, которая стала важным дополнением к учебнику. На основе ребячьих докладов было создано учебно-методическое пособие «Типы взаимоотношений между организмами».

В настоящее время и на занятиях в Беклемишевской школе, и в работе ученической производственной бригады делается упор на программу «Школьный агробизнес». По существу, идет допрофессиональная подготовка школьников по основным сельскохозяйственным специальностям. Они очень нужны сегодня, тем более что на тех же фермеров нигде по-настоящему не учат. Здесь готовят выпускников не только к культурному землепользованию, применению новых технологий в аграрном производстве, но и к активному участию в улучшении жизни села, к самостоятельному решению проблем, связанных с благоустройством своего места жительства, осознанному выбору профессии, продолжению учебы и самообразованию, саморазвитию.

Маргарита КУРГАНОВА, Забайкальский край

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте