Школьники создают 3D-книги, мультимедийные альбомы, видеопрезентации. А веб-квест «Победа русского оружия» не только ознакомил учащихся с биографией А.В.Суворова, но и на конкретных исторических примерах показал выдающийся талант полководца, дал знания о наставлениях основоположника отечественной военной теории солдатам. Ребята более детально узнали о штурме крепости Измаил и, конечно, занимались своим любимым занятием – веб-серфингом, чтобы ответить на все вопросы квеста. Успешный опыт подготовки подобных квестов доказывает на деле педагогическую эффективность совместной деятельности разновозрастных групп в рамках общего проекта.
С активным освоением возможностей МЭШ и музейная педагогика школы переживает новый виток. Школьные музеи и уроки в них смогли выйти за рамки образовательного учреждения. Например, в школе №1793 разработано электронное учебное пособие для музея «Дорогами войны». Каждая глава учебного пособия – это отдельный урок в музее, рассказывающий ребятам о главных событиях Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. С ЭУП «Дорогами войны» активно работают другие педагоги Москвы, используя на своих уроках приложения, тестовые задания, видео- и фотоматериалы нашего пособия.
В игровой форме ученики начальной школы, читая QR-коды, выполняют интересные задания. Например, с особым интересом они проходят квест «Юный археолог». Сначала учащиеся знакомятся с особенностью профессии археолога, узнают о знаменитых археологах, изучают этапы подготовительной работы, предшествующие началу раскопок, и наконец отправляются в настоящую экспедицию, несмотря на то что она проходит в рамках музейного пространства. На материале открытой экспозиции, где «зарыты сокровища», ребята с помощью металлоискателей, которые изготовили старшие школьники, ищут клад, осваивая элементарную технику работы археолога.
Проводимая учениками проектная деятельность расширяет творческие способности и открывает наиболее широкие возможности для интеграции в учебный процесс. Подготовка проектов по учебному материалу курса истории, литературы, краеведения на базе и с использованием фондов школьного музея позволяет реализовывать межпредметные связи.
Отдельное место в деятельности музея по пополнению и расширению музейной экспозиции занимает работа с ветеранами, родственниками героев войны, исторических личностей. Помимо традиционных форм опроса, беседы современная музейная деятельность предполагает подготовку и монтаж видеопроектов, мультимедийных презентаций и создание электронной базы данных. Эта работа активно способствует социализации школьников, помогает формировать высокий уровень нравственности юных граждан России.
Немаловажно, что работа с современными технологиями способствует актуализации семейного взаимодействия: деятельность школьного музея вызывает активный интерес родителей учащихся, которые охотно принимают участие в создании семейных проектов. Наиболее актуальны подобные формы работы среди младших школьников.
Одним из ярких примеров успешной деятельности музея в использовании новых технологий стало создание виртуального 3D-тура по школьному музею. И это не только повышает интерес к работе в музее самих создателей этого электронного продукта, но и расширяет аудиторию музея. Ведь для людей с ограниченными возможностями здоровья это возможность не только принять активное участие в качестве посетителя, но и присоединиться к рабочей группе в качестве разработчика, почувствовать себя создателем, предлагая свою видеоэкскурсию, например, по домашнему музею.

Школьный музей сегодня – это важная и неотъемлемая часть единого образовательного процесса. А применение новых технологий повышает эффективность музейной педагогики, создавая новые возможности для формирования гражданской идентичности и национального самосознания школьников.

Ирина ЦЫБРОВА, педагог дополнительного образования, учитель информатики школы №1793 имени Героя Советского Союза А.К.Новикова