Тема «Дифференциация правописания предлогов и приставок».
Цель: формирование умений дифференцировать приставки и предлоги.Задачи: – коррекционно-образовательные: закрепить правописание предлогов и приставок со словами; научить соотносить предлоги и глагольные приставки; способствовать накоплению, уточнению и активизации словаря;- коррекционно-развивающие: развивать умение пользоваться способами словообразования; формировать орфографическую зоркость;- коррекционно-воспитательные: воспитывать навыки самоконтроля за письменной речью.Оборудование: презентация к занятию, звукозапись мелодии, карточки, документ-камера, снежинки, таблица для рефлексии.Ход занятияI. Организационный моментУчитель: Занятие я хочу начать с высказывания: «Если за день ничему не научился, зря прожил день». Ребята, как вы понимаете это высказывание? (Ответы детей.)II. РазминкаУчитель: Предлагаю образовать при помощи приставок новые слова.По-: работать, думать.За-: писать, помнить.При-: думать, шить.Про-: верить, играть.Вы-: учить.Рас-: сказать, смешить.У-: знать.Ребята называют новые слова: поработать, подумать, записать, запомнить, придумать, пришить, проверить, проиграть, выучить, рассказать, рассмешить, узнать.Учитель: Ребята, вы образовали новые слова, слова-действия. Прочитайте их. Какие действия надо выполнять на занятии, чтобы чему-то научиться? (Ответы детей.)III. Актуализация опорных знанийУчитель: Предлагаю выполнить задание. Сядьте прямо, голова неподвижна, следите по таблице за указкой только глазами.На доске:Соотнесите значки с буквами, и у вас получатся слова. (Ребята называют слова: приставка, предлог.) Возьмите карточку №1, поработайте в парах.Карточка № 1Подумайте, что относится к приставке, а что к предлогу, соедините стрелками.ПроверкаРасскажите по карточке о приставке.Расскажите по карточке о предлоге.Вывод: Вы, наверное, обратили внимание, что в русском языке есть одинаковые приставки и предлоги.IV. ЦелеполаганиеУчитель: Прочитайте: (по) бежал (по) снегу.Разберитесь, где приставка, а где предлог. Получилось выполнить задание? Чтобы выполнить задание, предлоги надо отличать от приставок. Какой будет тема занятия? Как вы думаете, что мы сегодня будем делать на занятии? (Определение темы, постановка учебных задач.)V. Работа по теме занятия1. Повторение правилаУчитель: Различать приставку и предлог нетрудно. Надо только запомнить правило. Снова поработаем в парах, возьмите карточку №2. Прочитайте. Постарайтесь разобраться, как отличить приставку от предлога.Карточка № 2Предполагаемые ответы детей: Если слова отвечают на вопросы «что сделал?», «что сделала?», «что сделает?», значит, по-, на-, с- – приставки. Между предлогом и словом можно вставить другое слово. Предлоги не стоят перед словами, которые обозначают действие предмета.Вывод: Как отличить приставку от предлога? В этом нам всегда поможет алгоритм. Что нужно сделать в первую очередь? (Поставить вопрос к слову.) Что потом? (Если это слово обозначает действие предмета, значит, пишем слитно, у глаголов нет предлогов. Если нет, то пишем отдельно, предлоги перед глаголом не ставятся.)Схема-алгоритм2. Развитие умений. Комментированное письмоУчитель: Какое сейчас время года? (Зима.) Перед вами картины Николая Никаноровича Дубовского «Зима», «Морозное утро». Многие художники любили это время года. И мы сегодня на занятии поговорим о зиме. Ребята, вам нравится зима? Почему? (Ответы детей.)На доске записано предложение: (По) белели поля и пригорки.Учитель: Внимательно прочитайте предложение. Подумайте, приставка или предлог написан в скобках. Объясните, пользуясь алгоритмом. Возьмите карточку №3. Прочитайте текст. Будем записывать предложения, объясняя написание слов со скобками.Ученики по очереди работают у доски.Карточка №3(По) белели поля и пригорки. Тонким льдом (по) крылась река. (У) снула, как (в) сказке.Ходит зима (по) горам, (по) долинам, (по) сторонам (по) глядывает.Вот бугорок (в) поле. Ветер (с) дул (с) бугорка шапку. Нужно ее снова (на) деть. Серого зайчишку зима (о) дела в белую шубку.Учитель: Какое правило вы использовали, выполняя задание? О каких признаках зимы вы узнали в этом тексте?3. Психологическая минуткаТихо звучит прелюдия для фортепиано «Так снежинки кружатся…».Учитель: Закройте глаза, послушаем музыку зимы. Что вы представляли, слушая музыку? (Ответы детей.)4. Упражнение для развития слухового восприятияРебята, послушайте отрывок из стихотворения И.Сурикова «Белый снег пушистый…» и назовите слова с приставками. (Ответы детей.)Что меняется в природе, когда выпадает снег? Какой рисунок можно было бы сделать к этому стихотворению? Устно «нарисуйте» его. (Ответы детей.)5. Дифференцированная самостоятельная работаУчитель: Что мы учимся различать?У вас у каждого на парте осталось по три карточки с разными заданиями по уровням. Поставьте на полях знак самооценки и возьмите для работы соответствующую карточку.Уверен в своих силах – плюс (уровень №3).Сомневаешься – знак вопроса (уровень №2).Не уверен – минус (уровень №1).Карточка «Уверен в своих силах»Спиши текст, вставляя вместо точек подходящие по смыслу предлоги и приставки. Приставки выдели, предлоги подчеркни. …летел ветер … деревья. Письмо …сунули … дверь. …кинула … плечи шаль. Путники …вернули … тропинки. …води дело … конца.Карточка «Сомневаешься в своих силах»Запиши предложения, раскрывая скобки. Приставки выдели, предлоги подчеркни.(На) летел ветер (на) деревья. Письмо (под) сунули (под) дверь. (На) кинула (на) плечи шаль. Путники (с) вернули (с) тропинки. (До) води дело (до) конца.Карточка «Не уверен в своих силах»Спиши текст. Подчеркни предлоги, выдели в словах приставки.Налетел ветер на деревья. Письмо подсунули под дверь. Накинула на плечи шаль. Путники свернули с тропинки. Доводи дело до конца.Проверка: Работа одного ученика демонстрируется на доску через документ-камеру. Если есть ошибки, ученик исправляет их, остальные ученики проверяют.Учитель: Кто поставил себе плюс и не сделал ошибок? Правильная самооценка. Молодцы!Кто поставил знак вопроса, но не сделал ошибок? Тоже молодцы, внимательно работали.Кто поставил минус и допустил некоторые ошибки? Вы правильно оценили свои силы, видите свои проблемы, и это поможет вам их исправить.VI. Итог занятияОбращается внимание на высказывание: «Если за день ничему не научился, зря прожил день».Учитель: Ребята, как думаете, вы сегодня зря прожили день? Почему? Что учились делать на занятии? Какой алгоритм вы использовали? (Ответы детей.)VII. РефлексияУчитель: У вас на столах лежат снежинки. Приклейте снежинку в одну из колонок таблицы: понравилось, было неинтересно, остался равнодушен.Надежда СЮЗЕВА, учитель-логопед Киселевской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида
Комментарии