Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Природа скажет нам спасибо

УГ - Москва, №47 от 23 ноября 2010. Читать номер
Автор:

Социально-экономические условия, складывающиеся в нашей стране в последние годы, коренным образом изменили и усложнили задачи обучения, воспитания и развития подрастающего поколения в общеобразовательной школе. Проведенное в 2009 году на базе гимназии №1522 анкетирование родителей показало, что они заинтересованы в практико-ориентированном образовании. У большинства анкетируемых (более 90%) на первом месте стоят такие черты личности, как самостоятельность, умение общаться в любой ситуации, владение компьютерными технологиями, владение несколькими языками. Это общемировая тенденция, связанная с необходимостью формирования научного стиля мышления будущих специалистов для грамотной организации проектов и инновационных моделей.

– Задача может быть решена через обновление образования на основе компетентностного подхода, который предполагает формирование у учащихся способностей для решения важных практических задач и воспитание личности в целом. Компетентность – самостоятельно реализуемая способность к практической деятельности. Я считаю, что задача выбора ключевых компетенций (учебно-познавательных, гражданско-политических, информационно-технологических, социально-трудовых и коммуникативных) должна решаться на основе универсальности различных видов деятельности. От уровня развития ключевых компетенций зависит процесс социализации человека в обществе. Современный метод социализации – социальное проектирование, осуществляемое как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Компетентностный подход, реализуемый через проектную деятельность, может придать содержанию образования практико-ориентированную направленность. Социальное проектирование стало одним из важнейших элементов развития гражданских знаний и умений, выражения собственной активной позиции в общественной жизни, оно заключается в создании некоммерческих проектов в социальной сфере, решающих актуальные проблемы конкретного сообщества. Результатом проектов может стать изменение социальной ситуации (в школе, микрорайоне, городе). Все это дает нашему педагогическому коллективу возможность нестандартно подойти к урочной и внеурочной деятельности, тем самым активно влияя на интеллектуальное и эмоционально-ценностное развитие ребенка. Вот почему важнейшее значение имеет педагогически целесообразная организация процесса социализации – обучать и воспитывать, а также включать в жизнедеятельность ребенка специально организованные «встречи» с различными социальными ситуациями, которые стимулируют у учащихся установку на саморазвитие. Социальное проектирование может рассматриваться и как мотивационная компонента, и как методический прием организации образовательного процесса. Проектирование социальных объектов, процессов и отношений представляет собой эффективное средство практического освоения всех видов научной информации. Социальное проектирование – способ выражения идеи улучшения окружающей среды языком конкретных действий по их достижению, а также описание необходимых ресурсов для практической реализации замысла. Ориентиром при организации экспериментальной работы по социальному проектированию в гимназии стала концепция экологизации образования. В экологизированном образовании не только изменяется его содержание, но и происходят переориентация самих педагогических технологий, методов, приемов, коренное изменение управления образованием и отношения к человеку в системе образования, а через нее – человека к миру. Особая роль, по моему мнению, должна отводиться социальной экологии, которая занимается поиском закономерностей гармонизации отношений человека с природой, выступает основой устойчивого развития системы «общество – природа». Знание экологических проблем своего региона, понимание сущности региональных процессов в природе и обществе способствуют развитию у школьников адаптационных возможностей. Цель экспериментальной работы нашей гимназии – создание системы проектов, ориентированных на социальное развитие округа и создание перспективной занятости для молодежи СЗАО через включение учащихся в реальную практическую деятельность по разрешению этих проблем силами самих учащихся. Основные задачи экспериментальной работы: – развитие исследовательских умений и навыков учащихся, аналитического и критического мышления;- повышение общего уровня культуры детей и подростков за счет получения дополнительной информации; – формирование социально-личностных компетенций: навыки разумного социального поведения в сообществе, совершенствование полезных социальных навыков и умений (планирование предстоящей деятельности, расчет необходимых ресурсов, анализ результатов и окончательных итогов). Процесс разработки проекта (сбор материала, его обработка, выстраивание проекта, согласование, экспертиза и реализация) позволяет учащимся почувствовать значимость своей деятельности, повысить свой социальный статус и открыть новые возможности. В гимназии специально организована учебная деятельность подростка, цель которой освоение содержания понятия «социальное проектирование» и основных навыков его проведения. Учитель в социальном проектировании выступает только с позиции соучастия, сотрудничества, совместной деятельности. Вместе с тем на разных этапах социального проектирования позиция педагога может значительно различаться в зависимости от ожиданий учащихся, особенностей социальной и педагогической ситуаций, уровня готовности учащихся к социальному проектированию и навыков социального взаимодействия. Большое значение имеет готовность (и способность) педагога к смене традиционного для него способа общения с позиции старшего, наставника на позицию соучаствующего, принимающего самостоятельность подростка и готового передать ему ответственность за поступки. Основная задача взрослого – оказание организационной, консультативной и экспертной помощи. Иными словами, социальное проектирование – технология социального воспитания учащихся, позволяющая воспитаннику решать основные задачи социализации: формировать свою я-концепцию и мировоззрение, устанавливать новые способы социального взаимодействия с миром взрослых. Компетенции, развиваемые в проектной деятельности, – это:- ценностно-смысловые компетенции – умение выбирать целевые и смысловые установки для своих действий, принимать решения; – коммуникативные компетенции – владение устным и письменным общением, умение вступать в коммуникации, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе; – информационные компетенции – готовность самостоятельно искать, анализировать и преобразовывать информацию; – социальные компетенции – способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путем, готовность к сотрудничеству, искать и находить содержательные компромиссы как основу непрерывной подготовки в профессиональном плане, а также в личной и общественной жизни; – компетенции, связанные с формированием управленческих умений. Все эти компетенции формируются в образовательном процессе в неразрывном единстве, при этом базой становятся коммуникации, работа с информацией, а вершиной – умения и навыки действия в социальных ситуациях. В 2009-2010 учебном году в рамках работы ГЭП «Креативный город» коллектив гимназии так сформулировал тему экспериментальной работы: «Проект развития территории Мневниковской поймы в стратегии «Город образования» и его обучающие и воспитывающие возможности в осуществлении компетентностного подхода к обновлению содержания образования». Мневниковская пойма – уникальный природный комплекс с десятками видов животных, дикорастущих растений и редких насекомых, занесенных в Красную книгу Москвы. Эта своеобразная территория оказалась под угрозой исчезновения в соответствии с Градостроительным планом развития Северо-Западного административного округа города Москвы до 2020 года, согласно которому в Нижних Мневниках предполагалось строительство Парка чудес. Создание подобной крупной структуры привело бы к притоку излишне большого числа посетителей и автотранспорта и к гибели природного парка, включающего уникальные для крупного города природные сообщества. Для сохранения биологического разнообразия данной территории коллектив гимназии №1522 начал разработку альтернативного предложения, позволяющего поддержать природную целостность территории Нижних Мневников.В проекте коллектива гимназии №1522 предложено создать на территории Детский эколого-просветительский центр, позволяющий внедрять систему экологического просвещения населения на практике. Формирование принципиально нового для России Детского эколого-просветительского центра, совмещающего эффективные инновационные технологии просветительско-образовательной деятельности со зрелищной привлекательностью, соответствует назначению территории, причем центр может размещаться в границах Мневниковской поймы. При этом должны быть учтены требования по сохранению и реабилитации ценных природных объектов, а также по соблюдению ограничений для застройки в особо охраняемой природной территории. Очевидно, что пойма Нижних Мневников должна развиваться как природный комплекс в рамках особо охраняемой природной территории. В этом случае пойма будет обеспечивать экологическую безопасность района и Северо-Западного округа столицы, сохранять благоприятную естественную природную среду для воспитания последующих поколений москвичей, позволит снизить психологический дискомфорт и другие негативные последствия, провоцируемые условиями многоэтажного общественного строительства, сокращением зеленой зоны Москвы (парков, скверов), загрязнением окружающей среды. Для реализации проекта в гимназии была начата подготовка участников экспериментальной деятельности к проведению исследования. В.Калинин с учащимися 8-11-х классов и учителями гимназии провел курс занятий по организации и оформлению проектной деятельности, организовал методическую поддержку проектной деятельности учащихся и учителей. Темы проектов были согласованы с руководителями и экспертами, утверждены на общем собрании методического объединения, после чего началась работа по этой тематике. Учителя гимназии разработали критерии оценки проектной деятельности школьников и показатели их выявления. Среди тем, заинтересовавших учащихся и учителей, можно отметить такие, как «Биологическое разнообразие Мневниковской поймы», «Проектирование Детского экологического центра», «Проектирование геологического музея на территории Мневниковской поймы», «Экологическая тропа в Мневниковской пойме», «Приюты для бездомных животных в Мневниковской пойме», «Проект решения проблем загрязнения Мневниковской поймы твердыми бытовыми отходами и выбросами автотранспорта», «Реконструкция тепличного хозяйства Мневниковской поймы». Молодежная проектная группа гимназии осуществляет анализ существующих проблем Мневниковской поймы, изучает отношение к ним населения и всех заинтересованных сторон, организует общественный диалог с органами власти по поводу возможных проектов, направленных на решение проблемы. Команды школьников под руководством учителей В.Хоменко и Е.Огурцовой приняли участие в 4-м ежегодном Московском фестивале науки. С докладом на конференции «Форум юных исследователей» на базе Малой академии МГУ выступили ученицы 9-го класса Светлана Сульянова и Анна Катричева. Учащиеся Юлия Атаджикова и Камиль Самедов (учитель С.Корнилаев) приняли участие в «круглом столе» МНЭПУ «Экологическое образование в интересах устойчивого развития». Творческие работы школьников, выполненные совместно с учителем МХК Л.Войчишиной, приняли участие в конференции пресс-центра ООН по проблемам глобального потепления «Человек перед лицом изменения климата». Реализация проекта осуществляется в тесном взаимодействии школьников с политическими, экологическими и природоохранными службами. Е.Огурцова и В.Воробьева провели встречи учащихся – участников проектов Андрея Есенкова, Магомеда Мержоева, Анны Катричевой и Михаила Пескова с депутатом Московской городской Думы Евгением Герасимовым. Итоговый документ с материалами проекта, подготовленный гимназистами, был передан заместителю мэра Москвы в Правительстве Москвы Людмиле Швецовой. Проектируемый школьниками природный комплекс может иметь обучающий и воспитательный характер, стать лабораторией по изучению, исследованию и реализации на практике естественно-научных дисциплин, местом для проведения спортивно-оздоровительных мероприятий и уроков физкультуры. Воспитательный процесс, на мой взгляд, возможен лишь в естественной природной среде, где рождаются лучшие человеческие качества, в среде же урбанизированной, техногенной человек становится духовно ограниченным. На территории Мневниковской поймы могут быть созданы многопрофильные учебные лаборатории естественных наук, позволяющие посетителям получить всестороннее представление о многогранности и хрупкости нашей среды обитания, воспитывая экологическую культуру москвичей на наглядных примерах. Сергей КОРНИЛАЕВ, учитель природоведения и экологии гимназии №1522


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту