В городе Казани прошел учебно-методический сбор руководителей образовательных учреждений Министерства внутренних дел Российской Федерации. Совещание проходило в формате видеоконференции с использованием Единой информационно-телекоммуникационной системы министерства в режиме реального времени. В его работе приняли участие более двадцати коллективов высших учебных заведений и практических работников органов внутренних дел страны. В ходе совещания-сбора обсуждались вопросы развития системы ведомственного образования, которое является важнейшим направлением деятельности МВД России. В совещании принял участие министр внутренних дел Российской Федерации генерал армии Рашид Нургалиев. В своем докладе он говорил о проблемах и задачах, которые предстоит решить, приступая к совершенствованию всей системы профессиональной подготовки кадров в МВД России.
О ведомственном опыте
В быстро меняющейся из-за новых криминальных вызовов и угроз оперативной обстановке, в связи с повышением общественной опасности современной преступности на первый план выдвигается подготовка высокопрофессиональных сотрудников, способных использовать передовые технические достижения и тактические приемы. Однако сегодня во многих сферах существует критический разрыв между наукой, теорией и практикой правоохранительной деятельности. Наша цель – выработать наиболее оптимальные пути преодоления этого разрыва, обеспечив решение триединой задачи: приведение науки в соответствие с реалиями современности, обеспечение качества и глубины теоретической подготовки и самое главное – адаптация практики к современным вызовам и угрозам.
На коллегии Министерства внутренних дел Российской Федерации в феврале текущего года подводились итоги 2006 года, кадровой работе в целом была дана положительная оценка. И действительно, многие проблемы в течение прошедших четырех-пяти лет были успешно решены. Модернизация российского образования связана с основными направлениями социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу и учитывает международные тенденции, определенные в рамках так называемого Болонского процесса (Болонская декларация 1999 года). В этой связи нам принципиально важно обеспечить комплексное решение задач, стоящих перед системой органов внутренних дел, сохранив при этом накопленный десятилетиями уникальный опыт ведомственного образования.
О нашей специфике
Специфика профессиональной подготовки в МВД России заключается прежде всего в закрытости специальных знаний и целевом характере обучения специалистов для осуществления особой правоохранительной деятельности, которая принципиально отличается от общегражданских профессий. Главное, что было достигнуто ведомственным образованием, – это гармоничное сочетание фундаментальной академической и профильной подготовки кадров. Поэтому учитывать мировые и национальные тенденции развития милицейского образования необходимо взвешенно. Непродуманное, слепое копирование структурной перестройки европейских национальных систем высшего образования, осуществляемой в рамках Болонского процесса, может привести к утрате ценностей и традиций российского образования, ухудшению качества подготовки специалистов для органов внутренних дел. Неизбежно и сужение спектра научно-методических работ, разрыв между наукой и образованием.
В отличие от англо-саксонской системы, основанной на двухуровневом подходе – бакалавриате и магистратуре, который и заложен в основу болонского соглашения, в МВД России существует классическая форма образования с непрерывной пятилетней подготовкой дипломированных специалистов. За многие годы она на практике доказала свою эффективность. Вот почему стратегия развития нашего ведомственного образования должна обеспечить, с одной стороны, сохранение целевой непрерывной подготовки дипломированных специалистов для правоохранительной службы и с другой – постепенное внедрение новых форм двухуровневого образования. В любом случае наша главная задача состоит в том, чтобы сосредоточить основные усилия на тех вопросах, которые негативно влияют на развитие кадровой работы в Министерстве внутренних дел и требуют своего скорейшего разрешения. Важная роль в этом принадлежит руководителям образовательных учреждений нашей системы…
Об отборе кандидатов
на обучение
Первое, с чего начинается работа по повышению качества подготовки специалистов, это адекватный современным требованиям отбор кандидатов на обучение в образовательных учреждениях. До сих пор этот исходный элемент подготовки кадров, обеспечивающий главный результат деятельности всей системы образовательных учреждений, работает недостаточно эффективно. Мало используется на практике опыт зарубежных правоохранительных органов по изучению личностных качеств и профессиональной пригодности кандидатов на обучение.
Нам предстоит проработать порядок поиска и отбора кандидатов на обучение в ведомственные вузы, обеспечив создание полноценной системы профессиональных требований к сотруднику органов внутренних дел, адекватной обновленным целям оперативно-служебной деятельности и современному состоянию криминальной ситуации. Они должны быть оформлены в виде профессиональных (квалификационных) стандартов, к разработке которых вузам вместе с департаментами и комплектующими органами необходимо приступать уже сейчас. Отправной точкой должно стать четкое понимание специфики задач будущей оперативно-служебной деятельности выпускников. В результате необходимо сформировать целостную систему, которая должна начинаться с поиска и отбора кандидатов и в конечном итоге обеспечивать максимальное соответствие выпускника предстоящей профессиональной деятельности.
Обратил бы особое внимание на необходимость развития системы довузовской подготовки на базе суворовских училищ, кадетских корпусов, милицейских лицеев, колледжей и специализированных школьных классов. И здесь нам предстоит проработать дополнительные меры по развитию системы довузовского образования.
О молодых специалистах
Следующий вопрос – закрепление молодых специалистов и проблемы адаптации выпускников вузов. Каждому молодому сотруднику мы должны обеспечить такое вхождение в должность, которое позволит ему психологически и профессионально начать оперативно-служебную деятельность, привыкнуть к нагрузкам, научиться применять полученные знания и умения.
О расчете потребностей
Очень важный вопрос – прогнозирование потребностей в специалистах. Ежегодно 34 ведомственных образовательных учреждения системы МВД России выпускают примерно 27 тысяч специалистов по 18 специальностям. Руководители центрального аппарата МВД, республиканских министерств и ГУВД по регионам, УВД на местах не всегда точно определяют перспективные, на
3 – 5 – 7 лет вперед, да и текущие потребности в оперативных работниках, следователях, участковых, специалистах со средним специальным и высшим образованием с тем, чтобы сделать обоснованный заказ образовательным учреждениям. Для решения этих проблем необходимо сформировать эффективный механизм научно обоснованного определения и прогноза потребностей в специалистах разных профессий минимум на среднесрочную перспективу и создать условия для их удовлетворения. Однако какой бы эффективной ни была система прогнозирования, конечные результаты профессиональной подготовки напрямую зависят от распределения выпускников вузов по профилю полученного образования. Вот почему необходимо исключить ситуации, когда курсанта, завершающего свое обучение, направляют на службу не по его специальности, а в те подразделения, где больше вакансий.
Об оптимизации системы образования
Система образования МВД России – одна из самых крупных в стране. На ее обеспечение в 2006 году было выделено более 9,6 миллиарда рублей, более одного миллиарда рублей привлечено из внебюджетных средств. Растущий организационный и материально-технический потенциал ведомственной системы подготовки кадров дополняется и мероприятиями по оптимизации учебных заведений МВД России. Однако здесь возникает проблема: существующие нормативы предельного возраста службы в органах внутренних дел явно противоречат потребностям вузов правоохранительных органов в кадрах высокой квалификации. Неоправданно низкие нормативы предельного возраста службы для ученых и педагогов могут серьезно ослабить научно-педагогический потенциал вузов МВД России. Поэтому, думаю, выражу общее мнение, если скажу, что назрела необходимость в проработке возможности повышения данных нормативов до 60 лет.
Не менее сложный и актуальный вопрос – последствия прекращения подготовки кадров по программам среднего специального образования. С 1 января 2008 года выпускники средних образовательных учреждений МВД России, не прошедшие службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, подлежат призыву на военную службу. Данное обстоятельство не дает возможности сохранить эти образовательные учреждения. Мы приняли решение создавать на базе специальных средних образовательных учреждений филиалы и факультеты вузов Министерства внутренних дел. При этом в соответствии с Федеральным законом от 1996 года № 125 «О высшем послевузовском профессиональном образовании» филиалы вузов будут создаваться только вне места нахождения образовательного учреждения высшего профессионального образования. Если среднее образовательное учреждение находилось в том же месте, что и вуз, там расположатся его факультеты.
Помимо этого, в ближайшее время необходимо проанализировать рентабельность всех остальных составляющих ведомственной системы образования и оптимизировать ее в первую очередь за счет неэффективных, без достаточного научного потенциала, филиалов. Так мы обеспечим специализацию учебных заведений по основным направлениям деятельности МВД России с учетом территориальных особенностей. При этом надо определить базовые вузы, которые будут координировать профильную подготовку по всей вертикали учебных заведений.
О корректировке учебного процесса
Существенной корректировки потребует и содержание учебного процесса, связанного с изменениями в структуре и характере криминальных угроз. В течение последних лет практические органы в целом сумели адекватно реагировать на новые элементы оперативной обстановки. Сегодня назрела острая необходимость системной подготовки специалистов по ряду новых направлений, а также тем видам деятельности министерства, роль которых в последние годы существенно возросла. Речь идет об обучении специалистов по борьбе с незаконной миграцией, преступностью в сфере высоких технологий, экстремизмом и терроризмом, новыми схемами экономических преступлений. Необходимо создать систему целевой подготовки и руководителей звена городских, районных и линейных органов внутренних дел.
Комментарии