Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Равные возможности

Принятие себя

Нам так нужна поддержка!
УГ - Москва, №46 от 17 ноября 2020. Читать номер
Автор:

В век современных технологий для любого родителя важна социализация ребенка, особенно на начальных ступенях образования. Беседуя с родителями особых детей перед поступлением ребенка в первый класс, мы интересуемся, чего они ждут от обучения в нашей школе. Почти всегда на первом месте звучит ответ – социализация.

Что же такое социализация? В самом общем смысле это процесс и результат присвоения ребенком социального опыта по мере его психологического, интеллектуального и личностного развития, то есть преобразование под влиянием обучения и воспитания его психических функций, присвоение социально-нравственных ценностей, норм и правил поведения, формирование мировоззрения.

Это приобщение наших особых учеников к основам культуры и цивилизации, включение их в общество, подготовка к активному участию в социальной жизни.

Таким образом, социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения является одной из актуальнейших задач для современной образовательной практики.

Процесс социализации детей с ОВЗ в начальных классах не может быть стихийным и неуправляемым. Нельзя просто посадить ребенка с ОВЗ в класс, не создав специальных образовательных условий.

Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья испытывают значительные затруднения в общении со сверстниками, в понимании социальных ситуаций. У них часто возникают значительные затруднения в достижении личностных, метапредметных и предметных результатов, что усугубляет процесс социализации в целом.

Как школа может помочь маленькому ребенку адаптироваться и влиться в школьный ритм жизни?
Дети с ОВЗ, посещающие сады нашего инклюзивного образовательного комплекса, приходят в первый класс со сравнительно более высокими адаптивными способностями.

Благодаря предшествующей высокопрофессиональной работе специалистов и воспитателей наших дошкольных отделений процесс социальной адаптации к школе у таких детей проходит легче и быстрее. Благодаря информационной преемственности специалисты школы уже заранее знают, какие дети и с какими особенностями придут в первый класс. У школы появляется возможность заранее создать все условия, необходимые для приема таких детей.

Очень эффективной для дальнейшей социализации первоклассников показала себя группа по подготовке к школе, специально созданная для детей с ОВЗ. Будущие ученики знакомятся с учителем, который будет учить их в первом классе, получают возможность исследовать здание школы, ознакомиться со школьными правилами.

Таким образом, и учитель получает возможность познакомиться с будущими учениками. После подготовки к школе формируются инклюзивные и автономные классы малой наполняемости.

Каждый учитель регулярно проходит профессиональную переподготовку и имеет опыт работы с детьми различных нозологий. Но этого недостаточно для успешной социальной адаптации ученика с ОВЗ.

С самого первого дня пребывания ребенка в инклюзивном классе нашей школы в процесс социализации включается психолого-педагогическая служба (тьютор, педагог-психолог, учитель-дефектолог, учителя-логопеды). И успешность процесса инклюзии во многом зависит от слаженной работы команды специалистов.

В основе процесса социального воспитания лежит ознакомление детей с ОВЗ с социальной действительностью. Важная роль здесь отведена тьютору, который способствует включению ребенка в среду сверстников, в жизнь класса, школы, участвует в формировании положительных межличностных отношений в коллективе.

Тьютор является связующим звеном, обеспечивающим координацию учителей и специалистов на каждом этапе образовательного процесса. Он анализирует интересы и проблемы детей, отслеживает, что ребенку дается с трудом, а к чему есть способности. Тьютор к каждому ребенку старается найти подход, помогает формировать учебные интересы, устанавливать контакты со сверстниками.

Основные задачи в процессе социальной адаптации детей с ОВЗ педагог-психолог видит в формировании ценностей и общепринятых норм поведения, необходимых для жизни в обществе, коммуникативной и социальной компетентности. Показателем успешной социализации в таком случае будет адаптация личности в новой социальной среде с повышением ее социального статуса, уверенность в себе и психологическая удовлетворенность жизнью.

Одним из эффективных методов в работе педагога-психолога для успешной социализации детей с ОВЗ является игровая деятельность. В правильно организованных тренингах, играх и упражнениях у детей с ОВЗ формируется потребность в общении, ослабевает страх перед вербализацией, проявляется умение выражать свои мысли с помощью речевых средств.

Рабочие программы по адаптации первоклассников и пятиклассников, по развитию коммуникативных навыков специально составляются под образовательные потребности каждого класса.

Важную роль для социализации ребенка с ОВЗ играет развитие навыков коммуникации. Им занимаются и логопеды, и дефектологи во всех видах совместно организованной деятельности, особенно во время групповых коррекционных занятий. На занятиях с учителем-логопедом дети учатся правильно оформлять свое высказывание, грамотно выражать свои мысли и желания.

С ребятами проигрываются разные проблемные ситуации, в которых им нужно обратиться к взрослому или ребенку с просьбой или предложением. Также заучиваются стихи, которые учащиеся рассказывают на праздниках и других мероприятиях.

Дефектологические занятия помогают детям развивать внимание, мышление, тренируют память, также развивают навыки общения, разговорной деятельности, формируют четкое произношение, устраняют сенсорные проблемы, все это помогает каждому ребенку в социализации, понимании и принятии себя.

Контролем процесса социализации наших учеников занимается школьный психолого-педагогический консилиум, который проводит мониторинг достижений детей в середине и в конце учебного года.

Также в нашей школе большое внимание уделяется работе с родителями как участниками образовательного процесса: разработка и согласование с ними индивидуального образовательного маршрута и единой программы воспитания; формирование у родителей адекватной оценки возможности ребенка.

Необходимо особо отметить включение родителей в коррекционную работу. Активность родителей и понимание ими сути и цели занятий являются необходимыми условиями эффективности образовательного процесса и процесса социализации в целом.

Если с организацией процесса социализации в классах все более-менее понятно, то как происходит социальная адаптация детей, находящихся на надомной форме обучения?

В нашей школе очень много ребят, которые по медицинским показаниям учатся по надомной форме. В этих случаях максимально привлекаем таких учеников ко всем ярким событиям школьной жизни. Творческие конкурсы, школьные концерты, общероссийские праздники (Новый год, 8 Марта, День учителя, День космонавтики, День матери, День защитника Отечества, День Победы и др.) и экскурсии – это лишь малая часть совместного времяпрепровождения детей-надомников и учащихся классно-урочной формы.

У учащихся надомной формы обучения при желании родителей и с учетом особенностей здоровья есть возможность посещать совместно с классом уроки музыки, рисования, физической культуры и технологии.

Также наши школьные кружки доступны для посещения учащимися как классно-урочной формы, так и надомной формы обучения. Кружки имеют разную направленность: художественную, физкультурно-спортивную, туристско-краеведческую, социально-педагогическую и техническую. Каждый ребенок найдет себе занятие по интересам.

Наша психолого-педагогическая служба всегда организует множество праздников и мероприятий, посвященных различным знаковым для инклюзии датам: декада инвалидов, Международный день толерантности, Международный день человека с синдромом Дауна, День распространения информации об аутизме.

На всех этих мероприятиях создаются условия для участия детей с разными возможностями, максимально адаптируются материал и способы подачи информации для всех участников. Яркие и веселые, но в то же время простые и доступные всем игры и активности способствуют максимальному вовлечению и социализации всех участников мероприятия.

Огромную роль в последующей социализации детей с ОВЗ играет профориентационная работа, которая ведется поэтапно начиная с дошкольных отделений. Наши ученики успешно участвуют и занимают призовые места в конкурсе профессионального мастерства «Абилимпикс». Сегодня «Абилимпикс» является одним из самых эффективных инструментов для мотивации, социализации и трудоустройства людей с инвалидностью.

Подводя итоги, можно сказать, что при грамотно организованном процессе социализации в школе дети с ОВЗ могут успешно освоить и реализовать навыки общения, нормы/правила поведения, ценности, установки, характерные для современного общества.

Они способны стать успешными личностями, умеющими активно взаимодействовать с окружающими людьми. Но для этого нужна постоянная целенаправленная работа всех участников образовательного процесса.

Надежда РОЩИНА, педагог-психолог школы №1467; Елена ТЕРЕХОВА, педагог-организатор, тьютор школы №1467; Татьяна ЕМЕЛЬЯНОВА, учитель-логопед школы №1467


Комментарии

Нужно ли изменить модель итогового сочинения для одиннадцатиклассников?
  • Итоговое сочинение нужно отменить совсем или заменить его диктантом 47%
    184 голоса 47%
    184 голоса - 47% из всех голосов
  • У сочинения вообще не должно быть модели - это вид творчества 38%
    146 голосов 38%
    146 голосов - 38% из всех голосов
  • Нет, существующая модель сочинения актуальна до сих пор 9%
    34 голоса 9%
    34 голоса - 9% из всех голосов
  • Да, нынешняя модель уже устарела 6%
    24 голоса 6%
    24 голоса - 6% из всех голосов
Всего проголосовало: 388
Ноябрь 18, 2020 - Ноябрь 24, 2020
Опрос закрыт
Архив опросов
Архив опросов
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt