search
main
0

Принесут ли пользу базовые школы при педвузах?

Минпросвещения России выступило с инициативой создания базовых школ при педагогических вузах. Как сообщил заместитель министра Виктор Басюк, «это школы с высоким качеством образования, где ребята будут получать профессиональные навыки и умения». Позже, когда верстался номер, глава Минпросвещения Сергей Кравцов пояснил, что регионы совместно с педвузами определят базовые школы, на площадке которых студенты смогут проходить практику. Повысит ли создание таких базовых школ качество подготовки будущих учителей?

Любовь ДУХАНИНА, заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по образованию и науке, координатор проекта ОНФ «Равные возможности – детям»:

– Создание пула базовых школ при пед­университетах – одна из мер по обновлению системы подготовки школьных учителей. В перспективе данные меры смогут не только восполнить нехватку учителей, увеличивающуюся с каждым годом, но и повысить уровень подготовки педагогов.

В ходе опросов ОНФ и фонда «Национальные ресурсы образования» в 2018 году о нехватке кадров в школах сообщали 48% опрошенных педагогов, а в 2019‑м – уже 51%. Растут конкурс и качество приема на педагогические специальности, но далеко не все выпускники трудоустраиваются в школу. Кого-то отговаривают старшие коллеги, кто-то пугается реальной школьной жизни. То, как представляют школу студенты, сильно отличается от реальности. В прошлом году Российское общество «Знание» проводило масштабное общественно-профессиональное обсуждение системы независимой оценки квалификаций в образовании. И студенты, участвовавшие в дискуссиях, признавались, что они мало что знают о системе взаимоотношений в педагогическом коллективе, о том, как строить работу с психологами, социальными педагогами. Ребята понимают, что должны будут управлять образовательным процессом, но боятся, что не смогут. Ведь речь идет не просто об изложении информации на уроке, речь о том, что нужно уметь вовлечь в процесс познания самых разных детей. В ходе обучения дается обзорное представление о содержании стандартов общего образования, но студенты чувствуют недостаток практики. Школы, которые вой­дут в систему педагогических вузов, станут частью пространства, задачей которого будет этот разрыв преодолеть. Главное, чтобы практика в базовых школах с высоким качеством образования готовила будущих педагогов к работе не только с одаренными и целеустремленными детьми.

Игорь РЕМОРЕНКО, ректор Московского городского педагогического университета:

– Вариант наличия школы внутри вуза достаточно оправдан и целесообразен. Точнее, у нас целых три таких варианта. Первый – это школа, расположенная непосредственно внутри нашего университета, в ней учатся около 400 детей с 1‑го по 11‑й класс. На ее базе наши студенты проходят педагогическую практику, а сотрудники проводят научные исследования. Второй вариант – предуниверсариум, в рамках которого также внутри университета организовано несколько старших классов, этим ребятам интересны социогуманитарная специализация, коммуникации, науки о человеке. Используя ресурсы университета, они получают полноценное общее образование с участием наших преподавателей, слушают элективные курсы. И третий вариант – это предпрофессиональное образование в обычных школах, которые аффилированы с вузами, но не являются университетскими подразделениями. Таких школ у нас около 60. В целом же все эти варианты помогают университету наладить тесное взаимодействие с системой общего образования, в первую очередь чтобы обеспечить прохождение нашими студентами педагогической практики с максимальной пользой для всех. Кроме того, это помогает проводить различные исследования, опросы, собирать аналитику. Наконец, обратная связь, которую мы получаем от школ, – это огромное подспорье в плане понимания, как работают наши программы и что в них следует поменять.

Ирина МИХАЙЛОВА, учитель русского языка и литературы, Великий Новгород:

– У нас в городе есть лицей, который считается педагогическим. Но выпускники этого учебного заведения нечасто выбирают профессию учителя. Думаю, одна из причин в том, что набор в лицей ведется с седьмого класса. В этом возрасте дети еще не думают серьезно о выборе жизненного пути. Гораздо эффективнее, я думаю, было бы создавать профильные 10‑е и 11‑е классы при обычных школах.

Лев ШАПОШНИКОВ, президент Мининского университета, Нижний Новгород:

– У нас в вузе эта идея реализована уже несколько лет назад. В нескольких школах города мы организовали так называемые клинические базы практик. Начиная с первого курса наши студенты регулярно выходят на уроки и внеклассные мероприятия, знакомятся с процессом преподавания и воспитания изнутри. В течение всей учебы идет постоянное общение с наставниками, детьми и родителями. Наши студенты уже к 4‑му курсу имеют полное представление о всех требованиях к проведению уроков, проверке знаний и отчетности, то есть для них нет сюрпризов и неожиданностей, когда они начинают работать самостоятельно. Кто-то из студентов уже на практике понимает, что школа не то место, куда он хочет прий­ти по окончании вуза, и это тоже хорошо. Чтобы не было разочарований потом, лучше это понять в студенчестве.

Ирина СОБОЛЕВА, методист отдела развития общего образования Карельского института развития образования, Петрозаводск:

– Сегодняшняя ситуация с нехваткой педагогов диктует принятие существенных мер. Какие-то шаги уже предпринимаются. Но мне кажется, что пока они направлены на залатывание дыр. Это и программа «Земский учитель», и предоставление права студентам старших курсов преподавать в школах. Это временные меры, а нужна долгосрочная программа непрерывной подготовки педагогов, чтобы и преемственность сохранить, и вооружить молодых педагогов новыми современными технологиями, которые опытные учителя не всегда с желанием внедряют в школе. Не вижу ничего негативного, если при педагогических вузах будут создаваться специальные школы. Улучшится ли при этом качество подготовки учителей, покажет время. На мой взгляд, и сейчас педагогические вузы качественно ведут подготовку. Другое дело, чтобы эти студенты пошли работать в школу, это самое важное.

Ефим ШАИН, завкафедрой социальных наук Тульского государственного педагогического университета имени Л.Н.Толстого:

– Убежден, что педвуз не может выполнить одну из своих миссий – создание условий для становления настоящих учителей, если он повседневно не взаимодействует со школой. Это аксиома. Так было в советское время, это есть и сейчас в лучших педвузах России. У нас в университете каждый факультет имеет договорные отношения с лучшими (по своему профилю) образовательными организациями региона. И если этот процесс получит федеральную нормативную и финансовую подпитку, то вполне можно рассчитывать на повышение качества подготовки учителей.

Поэтому для меня вопрос не в целесо­образности, а в механизме реализации решения Минпросвещения России. Можно придать уже имеющимся хорошим школам в каждом регионе статус базовых школ педвузов с целевым финансированием и материально-техническим снабжением. Но этот вопрос придется решать с региональными и федеральными органами власти, что может похоронить вообще саму идею.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте