search
main
0

Принципы работы новые, а проблемы старые

Учитель – это не профессия, а призвание. Учитель – это прежде всего лидер, уверенный в себе и своих силах, специалист, готовый постоянно совершенствоваться, развиваться, меняться, быстро реагировать на любые непредвиденные ситуации.

Сегодня ученики хотят видеть в роли своего наставника человека, сведущего во всех современных тенденциях и направлениях. Прежде всего это касается умений и навыков работы с компьютером, его неотъемлемого и всестороннего использования при подготовке к урокам и на самих уроках. Иногда бывает так, что личное нежелание и неумение педагога идти в ногу со временем отражается на всем процессе обучения. Я надеюсь, что в скором времени каждый педагог будет работать по новым стандартам образования. Кажется, пока не все осознают тот факт, что умение работать с компьютером весьма упрощает жизнь, ускоряет работу и передачу информации, позволяет избежать бумажной волокиты. Огромный плюс уже только то, что многокилограммовые папки и отчетность умещаются на компактном USB-носителе, представляя собой уникальное электронное портфолио, с легкостью помещающееся в кармане: все что нужно всегда с собой. Ведение переписки через Интернет многократно упрощает общение с учениками и их родителями, а создание общеклассного почтового ящика может позволить хранить все необходимые дополнительные материалы в свободном доступе. Конечно же, педагогам старой закалки, годами идущим по уже намеченному пути, совсем не просто перестроиться на новый информационный стиль работы, но такова реальность и требования современной профессии учителя. Я надеюсь, что скоро все педагоги примут реальность такой, какая она есть, и пересмотрят основные принципы своей работы. Да, безусловно, для такой работы необходимо соответствующе оборудованное рабочее место, которое у педагога не всегда есть, но над этим идет работа, правда весьма медленно. Но тем не менее учителя стараются, приспосабливаются, находят все возможные варианты, хотя для качественного и постоянного обучения с использованием информационных технологий это все же оказывается недостаточно.Для учителя важно не только знать свой предмет и владеть компьютером, но и уметь донести свои знания до учеников: сложное сделать ясным и доступным, не давать уже готовые знания, а построить урок так, чтобы по его ходу были осуществлены не только все поставленные цели, но в процессе изучения предложенного материала ребята сами нашли ответы на возникшие проблемные ситуации, могли не только предложить свои варианты ответа, но и обосновать свою точку зрения, основываясь на усвоенных ранее знаниях.Большую роль играет то, как учитель общается с учениками. Не обращайтесь к ним на «ты», используйте «вы», дайте понять, что их мнение важно для вас. Не спешите их сразу исправлять, дайте возможность подумать, попросите помощь класса, самим честно и объективно оценить свою работу, поинтересуйтесь о причине неготовности к уроку, дайте возмож-L ность исправиться. Эти принципы 012абсолютно не новые, а лишь хоро-« шо забытые старые. i Каждый ученик – личность, ин-™ дивидуальность. Мотивация к изу-z чению каждого предмета у него | разная. Чаще всего это получение s положительной отметки, похвалы. ? И именно поэтому выставление оценки всегда должно быть обо-сновано, прокомментировано. Необходимо подчеркнуть, что оценивается не ученик, а его работа, и если она не удалась в этот раз, то у него все обязательно получится в следующий, необходимо лишь приложить больше усилий.Важно, чтобы погоня за оценками не вклинивалась в процесс обучения. Да, баллы важны, но все же они не должны влиять на заработную плату учителя. Ведь погоня за рейтингом может привести к искусственному завышению отметки, чего нельзя допускать. Если ребенок ничего не знает и не хочет знать, он должен получить соответствующую отметку и ее выставление должно быть само собой разумеющимся. Если не работал, то и аттестата не заслужил, достаточно справки о прослушанных предметах. Школа не должна бояться выставлять «неуды» и ставить это в вину учителям, в противном случае, выпуская необразованных подростков, мы получаем необразованных студентов и как следствие неквалифицированных специалистов: врачей, из-за врачебной ошибки которых умирают люди; пилотов, которые не умеют управлять самолетами. Таким образом, я однозначно убеждена, что с этой точки зрения система образования должна быть значительно ужесточена, но не со стороны ответственности и так перегруженных педагогов, а со стороны ответственности учеников и их родителей. Выставление натянутых троек приводит к потере у учеников всякого желания хоть немного работать, выводя на первый план принцип: «Тройку все равно поставят, а больше и не надо». Но ведь тройка – это тоже оценка, и ее надо заслужить! И почему по пятибалльной системе наименьшая оценка двойка, а не единица?!В идеале главным мотивом работы должна служить не оценка, а те знания, которые получит ученик. Для этого он с самого начала должен понимать: то, что изучается на уроке, как и весь предмет в целом, не оторвано от жизни, а ее неотъемлемая часть. На примере английского языка это сделать очень легко, ибо это один из самых востребованных языков в мире, знание которого может помочь достичь реальных успехов в жизни, начиная с поступления в престижный вуз и заканчивая успешной карьерой. Но никакое желание получить пятерку или же осознание необходимости изучения того или иного предмета не будут и наполовину значимыми, если урок скучен и зануден. Не нужно бояться экспериментировать. Помните, что мы живем уже в XXI веке. На каждом уроке надо максимально использовать различные мультимедийные технологии, причем не только готовые аудиозаписи, видеофильмы, CD-приложения к учебникам. Нужно самостоятельно создавать презентации, учитывая особенности каждого класса. Пусть при серьезной загруженности урока учитель упростит жизнь ученикам, попросит их подготовить рабочие листы, хватит все переписывать в тетрадь! Это позволит сэкономить время и силы, и можно больше успеть обсудить за урок. Учитель должен как можно чаще привлекать ребят к подготовке различных проектов, докладов, но обращать внимание, что это должен быть не скучный рассказ или вовсе монотонное чтение подготовленного материала, а интересное выступление, максимально наглядное, желательно сопровождающееся презентацией. Нужно разрешить ученикам выполнять эту работу группой, назначить главного и возложить на него ответственность за распределение обязанностей и подготовку задания, присоединить к группе слабого ученика, поручив ему отдельное задание, успех выполнения которого будет лежать на всей группе.Но есть и обратная сторона медали. Успех ученика более чем наполовину зависит от подготовки учителя. Использование мультимедийных технологий с созданием презентаций и рабочих листов к каждому уроку многократно увеличивает объем пройденного и повторенного на уроке материала, но сколько времени уходит у педагога на подготовку к таким урокам! Ведь, по сути, урок – это конечный продукт. Основная же работа по его подготовке проходила во внеурочное время и, как правило, дома. Почему бы не выделять отдельные оплачиваемые часы на подготовку к школе, общение с учениками по электронной почте?Сегодня постоянно говорят о том, что должен делать учитель, каковы его обязанности. Все защищают права ребенка, а кто защитит права учителя? Кто не даст детям почувствовать свою безнаказанность? В конспекте урока обязательно прописывается, какие образовательные, развивающие и воспитательные цели урока должны быть достигнуты, а что, если это невозможно? Что, если процесс обучения нарушен, двусторонняя связь не работает? Ибо как бы ни был хорош педагог, без ответной работы его учеников результата не будет. Все чаще встречаются ребята, которым прежде всего нужна квалифицированная психологическая помощь, а уже потом можно говорить о какой-либо успеваемости. Однако работа с психологом возможна лишь с согласия родителей, которые, видимо, не всегда понимая разницу между психологом и психиатром, отказывают в оказании такого рода помощи их детям. По моему мнению, работу с психологом нужно сделать необходимым условием принятия в школу, уже с ранних лет отслеживать психическое состояние детей, обращая внимание на все особенности и изменения. Это условие, на мой взгляд, поможет снизить агрессию учеников, уменьшит число «запущенных», неуправляемых, абсолютно ко всему безразличных подростков. В противном случае, если у ребенка проблемы в семье или с друзьями, если ему некому помочь, о какой учебе может идти речь!Очень хочу верить, что в скором времени не только реальной оснащенности школ и защите прав детей будет уделяться повышенное внимание, что будут защищаться права учителей, а их труд будет соответствующе цениться и оплачиваться.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте