Крайним и тяжелым вариантом ответа на вопрос, как развести профессиональную и родительскую роли, является учительский ребенок, которого можно было бы назвать «нищим». На самом деле, к счастью, такой тип в жизни встречается очень редко, и то, что называется, «в разбавленном виде». Он замечательно представлен в рассказе Анатолия Алексина «Третий в пятом ряду».
Мама-учительница делает все, чтобы ее не заподозрили в предвзятости к собственному ребенку. Поэтому «нищему» все в школьной жизни достается по остаточному принципу. Несправедливость этого «камня», положенного в «протянутую руку» «нищего», задевает даже одноклассников. А ведь и в этом случае мамина проблема осталась все той же – смешение и пересечение ролей…
Компромиссным и, по сути дела, относительно благополучным типом среди учительских детей является «зайчонок». Как известно, в природе зайчиха не делает различий между собственными малышами и чужими зайчатами. Кого обнаружила, пробегая мимо, под кустом в траве, того и кормит. Так и в школе, «зайчонок» получает «порцию» обязательного педагогического внимания с существенным довеском внимания материнского. Но не от собственной, а чужой мамы-учительницы. В каком-то смысле «зайчата» – общие учительские дети.
Что движет их мамами – корпоративное чувство, родительская солидарность, эгоистический альтруизм или просто доброта? Может быть, всего понемножку. Школьные судьбы «зайчат» складываются неплохо при выполнении одного условия. В восприятии окружающих «зайчата», по сути, равны и во многом одинаковы. Но если мама начинает видеть в нем «принца» или сам «зайчонок» пытается стать им, равновесие нарушается. Теперь уже в противоречие приходят несовместимые роли «принц» – «зайчонок». Рано или поздно этот конфликт ролей разрешается переходом вместе или порознь в другую школу неудавшегося «принца» или мамы с «принцем» – «зайчонком».
Таким образом, платой за «счастливое школьное детство» для «зайчат» становится определенная потеря индивидуальности и приватности бытия. Ведь только собственная мама может спрашивать, не забыл ли ты надеть теплые рейтузы под брюки зимой или кто родители того мальчика, который вчера ждал тебя около школы…
Но, несмотря на все те сложности, драмы и переживания, которые сопровождают маму-учительницу, она имеет особое счастье включенного «присутствия» рядом со своими взрослеющими прямо у нее на глазах сыном или дочкой. А это очень и очень немало…
Особую группу детей составляют «учительские внуки» – «счастливчики». Таких в школе совсем немного, и встречаются они только в «старых» школах, имеющих собственную долгую историю. Работающая бабушка-учительница – явление нечастое и достойное глубокого уважения. Но вольно или невольно свет этого уважения отраженно распространяется и на внуков. Они окружены каким-то своеобразным ореолом защищенности и надежности, негласных возможностей и «привилегий». Ведь все, что делает бабушка, безусловно, правильно. Ведь весь ее жизненный и профессиональный опыт подтверждает это. Такому внуку и замечание-то особенно не сделаешь. А бабушка не видит неловких «мелочей», что внук ее раздевается не в шумной и толкающейся школьной раздевалке, а в спокойной и малолюдной учительской, что постоянно прибегает в ее кабинет за учебником или тетрадью, не обращая внимания на остальных его посетителей… Бабушка-учительница, конечно, стремится быть справедливой к внуку или внучке, но любовь к внукам – она совсем другая, чем к собственным детям. Эта любовь ориентируется не на будущее, которое, как показывает опыт, будет положительным. Она чувство в настоящем времени, «здесь и теперь». И потому нередко в семье выросшие дети «пеняют» своим родителям: «Ты позволяешь своему внуку то, что всегда запрещала мне!»
В школе «счастливчики» окружены устойчивыми поклонниками, которых правильнее назвать постоянными попутчиками. И больше всего недолюбливают тех учителей, которые игнорируют их негласные «привилегии», которые не торопятся «радеть родному человечку»…
Конечно, учительские дети встречаются не только в отечественной педагогической системе. Может быть, проще решаются их проблемы там, где нет единой средней школы. Так, например, в американской системе начальная, средняя и старшая школы – это совершенно независимые друг от друга отдельные школы. И каждый ребенок в течение своей учебы, заканчивая каждую из них, последовательно меняет три школы, сталкиваясь с тремя разными коллективами учителей, тремя разными системами требований и отношений. И даже если в одной из них он «учительский ребенок», то в другой-то – обычный школьник…
В любом случае мама-учительница, отправляющаяся на работу вместе с собственным ребенком, должна искать осознанный баланс между двумя своими основными жизненными ролями. Точно такую же внутреннюю работу выполняет и ее малолетний спутник. А это весьма нелегкая ноша для его хрупких плеч.
Наталья ЕВСИКОВА, педагог-психолог московской школы №1243, научный сотрудник факультета психологии МГУ, мама двоих взрослых, вполне успешных детей
Комментарии