– Начнем с того, что ЕГЭ – это прежде всего работа над культурой речи. Потому что единый госэкзамен предусматривает в части «А» орфоэпические нормы – правильную расстановку ударений, грамматические нормы, которые тоже в принципе связаны с произношением, и есть задания, где нужно знать лексическое значение слов, а это, безусловно, культура речи и общая эрудиция. То есть если брать те направления, по которым мы готовим сегодняшних старшеклассников, то культура речи занимает очень большое место. Почему я говорю о старших классах? Потому что сама преподаю в одиннадцатом классе и в девятых. В них тоже сейчас идет ГИА – государственная итоговая аттестация. Она предполагает задания, связанные с лексическим значением слов, и уделяется внимание средствам художественной выразительности.
Конечно, когда мы говорим о культуре речи, то в основном вспоминаем произношение и ударение. Но и грамматические, и лексические нормы мы тоже изучаем.
В олимпиадных заданиях также много задач, связанных с культурой речи. У нас школа всегда выступает отдельной командой на городской и областной олимпиаде. Поэтому мы наших ребят начинаем готовить с сентября. Сейчас очень много возникает вопросов, связанных со словарями, точнее, с теми четырьмя, которые были, скажем так, особо отмечены. Дети постоянно задают множество вопросов. Например, дОговор или договОр?
В новом словаре значится, что первый вариант равноправный. Естественно, мы разъясняем, что никакой он не равноправный, а нужно смотреть внимательнее и что это все-таки остается разговорным вариантом. И про кофе то же самое: никто не отменял мужской род этого слова, нормы никто не отменял. Мы объясняем детям, что, когда они пишут ЕГЭ, надо пользоваться научным стилем, а не разговорным, отсюда делайте выводы.
Если говорить о культуре речи вообще, у нас есть предмет с таким названием. Я его не веду, потому что он преподается в среднем звене. Насколько я знаю, основной упор учителя там делают на речевой этикет, то есть на то, что нужно учитывать при повседневном общении – пол, возраст, служебное положение, кому можно сказать «пока» при прощании, кому нельзя, как здороваться.
В старших классах большее внимание уделяется произношению слов. Сами ребята, помня о ЕГЭ, стараются и в повседневной жизни говорить как надо. Вообще у нас в школе, особенно в лицейских классах, дети стараются говорить и красиво, и правильно. Например, у меня сейчас 9-й «А» – экономико-математический класс, и ударений, точнее, вопросов, связанных с ударениями в словах, у них практически уже нет. Речь у детей и богатая, и красивая, они сами к этому стремятся. Я им постоянно привожу разные примеры и делаю акцент на том, сколько человек должен знать. Спрашиваю у них: «Сколько, на ваш взгляд, слов в русском языке?» Отвечают: «Миллион, наверное». Я им говорю: «Словарь Даля насчитывает 200 тысяч слов, а вы можете ограничиться и двадцатью тысячами, это немало. Самое главное, чтобы ваш словарь состоял не из 30 слов».
Отрадно то, что ребята интересуются и русским языком, и политикой. Например, в последнее время стали задавать вопрос, почему Владимир Владимирович Путин говорит «обеспечЕние», а не «обеспЕчение», как это положено в словарях. И может быть, его вариант правильнее? Другой пример: к нам приходят преподаватели из высших учебных заведений и начинают рассказывать о маркЕтинге, и дети чуть ли не хором поправляют: мАркетинг. Они это знают, потому что ведется большая работа с ними, идет подготовка к ЕГЭ, и каждый урок начинается с того, что слова написали, ударения расставили. И в олимпиадных заданиях самое большое количество баллов они могут набрать именно за эти слова. И они стараются, заучивают.
Ольга ГОНЧАРОВА, учитель русского языка и литературы лицея «Многоуровневый общеобразовательный комплекс №2», Воронеж
Комментарии