Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Приглашаем всех участвовать в нашей работе

УГ - Москва, №09 от 1 марта 2011. Читать номер
Автор:

В мэрии на Новом Арбате под председательством Владимира Долгих и Сергея Атанасяна состоялось совместное заседание Общественной палаты Москвы по образованию и президиума Общественного совета Москвы. Перед участниками заседания выступил и ответил на вопросы министр образования Москвы Исаак КАЛИНА. Мы продолжаем знакомить наших читателей с этими вопросами и ответами.

– Понятны ваши усилия, направленные на модернизацию или преобразование в системе ли образования, в механизмах ли, но что будет с нашими детьми в результате всех изменений? Например, в США сейчас идет широкое обсуждение одной из программ модернизации образования, предусматривающей меры для того, чтобы девочки смогли выходить из средней школы знающими математику, физику так же, как их знают мальчики, и стали успешными в технических науках. Что произойдет с нашими детьми?- Это проблема американцев. А наши девочки, к моему глубокому сожалению, знают физику лучше, чем наши мальчики. Есть управленческая проблема: как нам сделать так, чтобы у мальчиков проснулся интерес к физике, математике. Я недавно принимал директора Московского центра непрерывного математического образования Ивана Ященко и обсуждал с ним эту проблему. Мне очень хочется вернуть в начальную школу не как предмет, а как часть какого-то курса шахматы. Я не верю в то, что без умения играть в шахматы можно всерьез продвигаться в изучении математики и физики. Понимаю, что это некоторый экстремизм, но хочу, чтобы это нашло поддержку. Это ведь не очень сложное и не очень затратное мероприятие. Меня, конечно, волнует, что произойдет с нашими детьми, но гораздо больше меня волнует другая проблема: успеваем ли мы, взрослые, и в первую очередь мы, педагоги, за развитием наших детей. Мне, к счастью, приходится общаться с детьми, с подростками, с молодежью, и я по-доброму завидую той разнице, которую мне нужно ликвидировать для того, чтобы их догнать. Поэтому я всегда боюсь, чтобы мы, взрослые, мы, педагоги, не отстали от наших ребят. Это, как мне кажется, проблема №1, поэтому я и говорю о новых технологиях, о повышении квалификации учителей, чтобы дать им возможность переподготовиться в использовании таких технологий.- В школах Москвы учатся много детей мигрантов. Приходят дети, которые очень плохо говорят по-русски. Не секрет, что москвичи не хотят отдавать в такие школы своих детей, так как там дети не получают качественного образования. Что нужно сделать, чтобы дети мигрантов сначала изучали русский язык, а потом уже учились в школе? Будут ли и дальше существовать школы с этнокультурным компонентом, которые не объединяют, а разъединяют детей по национальному признаку? Что вообще будет происходить в сфере образования в этом плане?- Все эти вопросы очень важны, поэтому один из разделов будущей комплексной программы развития образования, которую мы разрабатываем по поручению мэра, будет посвящен адаптации мигрантов и вообще работе по межнациональной консолидации. Некоторое время назад мы попросили группу ученых дать нам материалы, получили первую часть, и, честно говоря, хоть я и не могу считать себя большим специалистом в этой области, сразу возникло много вопросов. Нам нужно всем вместе искать ответы на острые вопросы межнациональных отношений. – В школе главная фигура – учитель. Когда вы сказали, что девочки сейчас лучше, чем мальчики, знают физику и математику, – это грустно. Надо больше мужчин-учителей привлекать в школы, они могут стать для мальчиков лидерами. Какие-то действия вы планируете, чтобы привлечь выпускников-мужчин в школы? Может быть, имеет смысл сформировать даже госзаказ на таких педагогов, организовать какой-то призыв?- Первое, что хочу сказать в ответ на такой вопрос, заданный мужчиной, – приходите в школу на работу, давайте хоть на одну единицу увеличим количество мужчин, работающих с детьми. Я даже не призываю вести уроки, это будет слишком расточительное использование высококлассного и опытного специалиста – выпускника физфака МГУ. Я приглашаю на работу с учителями физики, что тоже очень важно.- Одна из задач Общественной палаты по образованию и Общественного совета Москвы – экспертиза законодательных актов и нормативных документов. Мы по этому пути идем. Мы сделали экспертное заключение по проекту закона «Об образовании в РФ» и передали его в Комиссию Яковлева. Нас интересует судьба стандартов старшей школы, заключение по которым мы тоже сделали. Как вы относитесь к проекту закона и проекту стандартов?- Напомню, что стандарт старшей школы, о котором, собственно, идут споры, вывешен на сайте Минобрнауки РФ со словами «Проект для обсуждения». Поэтому все, кто его прочитал и заинтересован в том, чтобы стандарт был таким, каким они его хотят видеть, должны посылать свои предложения, замечания, дополнения на этот сайт. Мы, в свою очередь, провели встречу Московского клуба директоров с директором Департамента общего образования МОН Еленой Низиенко, которая подробно ответила на все вопросы, получила предложения. Тот стандарт, о котором идет дискуссия, будет введен в 2020 году. Более того, мы в 142-е постановление Правительства РФ, в котором идет речь об упорядочении, разработке и утверждении стандартов, внесли пункт о том, что Министерство образования и науки РФ имеет право вносить изменения в стандарт. Мы сделали это, потому что понимали: утверждаемый в 2011 году стандарт, который начнет работать в 2020 году, возможно, к тому времени потребует достаточно много изменений в связи с изменением нашей жизни. Поэтому я считаю, должно идти спокойное, конструктивное обсуждение, стандарт должен быть таким, чтобы мы понимали: он будет работать в 2020 году. Я хочу, чтобы события 2020 года оценивали адекватно из системы координат 2011 года. Стандарт должен и будет претерпевать коррекцию, с этой точки зрения он для нас серьезный и важный ориентир для того, чтобы понимать, каким может быть образование в 2020 году. – Несколько лет назад в Москве была принята программа «Столичное образование-5», которая потом в силу экономических обстоятельств была секвестирована. Какова судьба других программ развития московского образования? – Программа «Столичное образование-5» была до меня. Что касается будущего, то сегодня Департамент образования вместе с другими городскими структурами и, надеюсь, при активном участии общественности выполняет поручение Сергея Собянина по разработке комплексной программы модернизации системы образования Москвы на 2012-2016 годы. Вся информация об этом уже помещается на сайте Департамента образования, мы сейчас будем проводить различные общественные мероприятия, поэтому призываю всех внимательно следить за сайтом и принимать активное участие в нашей работе. Мы будем благодарны за любой вариант участия.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту