Президентская библиотека представила Лермонтовскую коллекцию, основанную на оригинальных источниках и состоящую из 115 электронных копий раритетных изданий. Коллекция, создание которой связано с 200-летием русского поэта, стала настоящим подарком миллионам почитателей творчества поэта в России и за рубежом.
Коллекция Президентской библиотеки даёт целостное представление о незаурядной личности поэта, его сложных отношениях с родиной и государством (\”Люблю отчизну я, но странною любовью…\”) и его темпераменте, который так ярко проявил себя в стихотворении \”На смерть поэта\”. Оно ходило по рукам в списках и без подписи. Императору принесли экземпляр с резолюцией \”Воззвание к революции\”.
\”Лермонтова страшно поразила смерть Пушкина, – пишет П. В. Висковатый в работе \”Лермонтов на смерть А. С. Пушкина : по подлинным документам // Вестник Европы. 1887, т. 1, СПб., 1887\”. – Действительно, существовала великосветская интрига, которая и после смерти Пушкина имела в высшем кругу своих партизанов. Этим объясняется, почему на людей, открыто высказывавшихся за Пушкина и горячо порицавших его противников, было организовано гонение, и не один Лермонтов стал его жертвою\”.
Далее Висковатый приводит данные о том, что стихотворение Лермонтова на смерть Пушкина вызвало к молодому автору жгучий интерес всего общества, в том числе коронованных особ и их окружения. В начале января 1839 года В. А. Соллогуб писал В. Ф. Одоевскому: \”Императрица просила стихи Лермонтова, которые Вы взяли у меня, чтобы списать, и которые, что более соответствует моему, чем Вашему обычаю, Вы мне не вернули\”. Есть также сведения, что Александра Фёдоровна выписывала в свой альбом строфы из лермонтовской \”Молитвы\”. Внимание царицы к творчеству Лермонтова было с неодобрением замечено Николаем I, об этом свидетельствуют его письма к жене.
\”Следственная комиссия по делу о стихах на смерть Пушкина, – пишет далее Висковатый в \”Вестнике Европы\”, – обратила особое внимание на записку А. А. Краевского к Раевскому, написанную после ареста Михаила Юрьевича Лермонтова. \”Скажи мне, что стало с Л-р-вымъ? Правда ли, что он живёт теперь не дома? Неужели ещё жертва в память усопшему? Господи, когда всё это кончится?\”
Ответ на этот вопрос отчасти даёт сам Лермонтов в исследовании В. В. Сиповского \”Лермонтов и Грибоедов // Голос минувшего\”. Г. 3 1915, № 5. М., 1915. \”Справедливо ли описанное у меня общество – не знаю; по крайней мере, оно всегда останется для меня собранием людей бесчувственных, самолюбивых в высшей степени и полных зависти к тем, в душе которых сохраняется хотя бы малейшая искра небесного огня\”.
Эта божественная искра в полной мере присутствует во всех стихотворениях и поэмах Лермонтова на исторические темы: в \”Бородино\”, \”Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»\” и др., где он во весь рост предстаёт как гражданин и патриот. Но даже эти бесспорные заслуги перед Отечеством, а также беспримерная личная храбрость в сражениях с горцами на Кавказе, за которую командиры трижды представляли Лермонтова к наградам и трижды получали отказ, не предотвратили трагическую развязку. Император распорядился выслать корнета Лермонтова на Кавказ, где был дислоцирован его полк и где его ждала дуэль с Мартыновым с предсказанным поэтом финалом.
Идейная и психологическая пропасть между поэтом и высшим обществом усугублялась. В одном из \”коллекционных\” раритетов Президентской библиотеки – книге И. Л. Андроникова \”Жизнь Лермонтова\” 1939 года читаем: \”Всеопределяющим мотивом в творчестве Лермонтова было мучительное сознание своего одиночества, своей оторванности от людей – словом, трагедии личности, личности восставшей и побеждённой. Многие русские поэты говорили о своём презрении к \”толпе\”, но ни один лирик, кроме Лермонтова, не отдавал себя целиком выяснению всего неизмеримого трагизма этой неравной борьбы\”.
Однако Лермонтов не был бы великим поэтом, если бы глубоко в его душе не царила всепобеждающая гармония, если бы пики трагического не уравнивались в его стихах пиками торжества ликующей, постоянно обновляющейся жизни. Только он мог, смотря на гладь Финского залива, почти экспромтом создать \”Белеет парус одинокий\” – простое и воздушное стихотворение, нагруженное, однако, таким глубоким непреходящим смыслом.
Его и множество других раритетов, относящихся к жизни и творчеству великого поэта, можно найти в электронной Лермонтовской коллекции Президентской библиотеки. Стихи Лермонтова каждое поколение читателей будет воспринимать по-новому, отправляя самые любимые одним кликом в \”Избранное\”.
По информации Пресс-службы Президентской библиотекиСкриншот страницы сайта Президентской библиотеки
Комментарии