– Кирсан Николаевич, Калмыкия уникальна тем, что на всей ее территории нет ни одной воинской части. Так сказать, самый “демилитаризованный” регион России. Как ваша молодежь относится к службе в армии?
– Убежден, что абсолютно не правы те, кто считает два года службы вычеркнутыми из жизни. Это действительно школа мужества для молодого человека, которую прошел и я. И если кого-то может вдохновить мой пример успешного бизнесмена и успешного политика, то пусть сначала послужит в армии, закалится, как мужчина, определится в ориентирах, как человек. Я ведь даже в МГИМО поступил во многом благодаря армии, научившей дисциплине, ответственности. И сын мой, обещаю, пройдет военные университеты, как всякий гражданин своей страны.
В целом же молодежь Калмыкии от призыва не прячется, да и служит хорошо, ведь мы – потомки не только скотоводов-кочевников, но и воинов, подвиги которых воспеты в героическом эпосе “Джангар”. Еще в Жалованной грамоте царя Михаила Федоровича тайше Далаю Батырю о принятии его в русское подданство были такие слова: “Служить великому государю и по его повелению на непослушников со своими ратными людьми ходить”. Велики были заслуги калмыков и в ходе русско-турецкой войны 1735-1739 гг., когда их конница била неприятеля на Северном Кавказе и в Крыму. Калмыцкие полки участвовали в изгнании французов из России в 1812 г. и пронесли свои знамена по улицам Парижа. В годы Великой Отечественной храбро сражались воины 110-й и 111-й калмыцких кавдивизий, а в тылу гитлеровцев отважно действовали 20 партизанских отрядов и 6 патриотических групп. Недаром 14 тысяч жителей республики были награждены орденами и медалями, а 22 из них удостоены звания Героя Советского Союза.
– То есть служение Отечеству – традиция…
-…которая пережила века. В республике работает программа “Патриотическое воспитание граждан Республики Калмыкия на 2002-2005 годы”, целью которой является возрождение, сохранение и развитие исторических традиций, воспитание молодежи в духе гражданственности и патриотизма. В ее рамках проводится большая и нужная работа. Министерство печати и СМИ, к примеру, провело республиканский конкурс на лучшее и системное освещение в электронных и печатных СМИ темы патриотического воспитания граждан. Лучшие материалы лауреатов конкурса направлены на Всероссийский конкурс в Москву. В Элисте прошел конкурс “Три богатыря” по военно-прикладным видам спорта.
А каким увлекательным был очередной республиканский финал юнармейской игры на базе батальона патрульно-постовой службы МВД! В нем приняли участие команды всех районов и города Элисты, которые вели такую бескомпромиссную борьбу, что непроизвольно вспоминались слова: “…нам нужна одна победа, одна на всех – мы за ценой не постоим”. Верх одержала дружина Элистинского технического лицея, но, я думаю, это была победа всех юнармейцев, которым эта игра, безусловно, поможет и в армейской службе, и в жизни.
Немало усилий прикладывает и министерство по делам ГО и ЧС. Под его руководством идет процесс образования и регистрации детско-юношеского общественного движения “Школа безопасности”. Первые соревнования под его эгидой намечены уже на следующий год. А пока спасатели провели 1-й республиканский слет “Победа” среди учащейся молодежи, который, судя по результатам, будет далеко не последним.
Традиционными для Калмыкии стали и межрегиональные и республиканские Вахты памяти. Члены ассоциации поисковых отрядов “Калмыкия” и их друзья из астраханского отряда “Поиск” нынешней весной разыскали новые массовые захоронения воинов Красной Армии, погибших в боях с фашистами 60 лет назад. Перезахоронение останков безвестных героев Великой Отечественной намечено на сентябрь, когда вся республика будет отмечать юбилей 28-й армии, героически сражавшейся в наших степях.
– А как вы лично относитесь к процессам, которые идут в Вооруженных Силах?
– Военные реформы в такой огромной стране, как Россия, – очень сложный, многоплановый процесс. Конечно, в других экономических условиях, мы, безусловно, постарались бы его сделать более продолжительным по времени, более ограниченным по некоторым численным показателям. Но сегодня необходимо исходить, с одной стороны, из реального положения дел в Вооруженных Силах, а с другой – из возможностей национальной экономики. Под реальным положением дел в армии я подразумеваю и проблемы ежегодного недофинансирования, и кадровый некомплект, и недостаточное поступление новых видов вооружений в войска, и многое другое, о чем можно говорить долго с конкретными выкладками и аргументами. Но вывод будет все равно единым: нерешенные вопросы не укрепляют боеготовности российских армии и флота. Для решения этой основополагающей задачи мы должны суметь перераспределить более значимую часть из них на проведение НИОКР, на закупку для армии современного вооружения и в то же время обеспечить сохранение боеспособных частей, проводя сокращение армии с наименьшими потерями.
В одном убежден: без боеспособной, мобильной, полностью оснащенной всем необходимым армии, окруженной вниманием и заботой ко всем военнослужащим от рядового до генерала, будущего у России нет.
– Как чувствуют себя калмыцкие ветераны?
– Их мы не забываем. С 1 марта нынешнего года все женщины – участницы Великой Отечественной войны ежемесячно получают так называемую “президентскую” надбавку к пенсии в размере 500 рублей. В прошлом году выделили фронтовикам почти 200 автомобилей. Уже в этом году бесплатные малолитражки появились во дворах еще 50 ветеранов. Все, подчеркиваю, все инвалиды и участники Великой Отечественной ежегодно отдыхают за счет республиканского бюджета в здравницах Кавказских Минеральных Вод. Ну, а уважение и внимание к ним трудно выразить не только в цифрах, но и в словах.
– Кирсан Николаевич, десять лет президентства – срок немалый. Чего удалось вам добиться за эти годы?
– Мы сумели укрепить веру людей в завтрашний день, хотя трудностей пришлось преодолеть немало. Сегодня можно говорить о реальном улучшении жизни населения Калмыкии. Доходы населения выросли почти в полтора раза, а бюджетные ассигнования на социальные нужды по сравнению с прошлым годом увеличились на 20%. Впервые за много-много лет рождаемость у нас превысила смертность. Многие ли российские регионы могут похвастать этим?
Свои плоды принесла и продуманная экономическая политика, направленная на развитие реального сектора народного хозяйства. В Калмыкии добывается 300 тыс. тонн нефти и около 50 млн. кубометров газа в год. Введены в эксплуатацию фабрика первичной обработки шерсти “Элми”, кожевенное предприятие “Арсчи”, ряд других промышленных объектов. Очевиден прорыв в сфере пищевой промышленности, где прирост объема производства к 2003 г. составит не менее 117% к уровню 2000 г. Есть заметные улучшения в сельском хозяйстве. Кроме того, проложены 600 км качественных дорог с твердым покрытием. А всего в республике реализуются 43 проекта общефедерального, межрегионального и регионального значения, объединенных федеральной целевой программой “Юг России”.
Калмыкия перестала быть дотационным регионом. До недавнего времени едва ли не беднейший регион России в прошлом году перечислил в федеральный бюджет свыше 10 млрд. рублей налогов и сборов! И это притом, что собственный бюджет республики составляет менее 2 млрд. рублей. Я не считаю это только своей заслугой – это достижение всего народа, всех тружеников Калмыкии.
– Однажды вы сказали: “Я – калмык, и в то же время я – россиянин. Это не делится – как сердце”. Что стоит за этими словами?
– Россия – не только географическое понятие. По отношению к ней нельзя пользоваться обычными мерками в пространстве и времени. Это явление глобального, космического масштаба. Россия – не просто страна, а самодостаточная, самостоятельная, отдельная цивилизация. Нет в мире ничего подобного России. Нет ни одной страны, которая была бы расположена в двух частях света, нет ни одной страны, где были бы так же перемешаны народы, языки, культуры, эпохи. Здесь все! И здесь не только стык Европы и Азии, Запада и Востока. Россия – стык, мост между прошлым и будущим человечества.
Калмыкия – составная и неотъемлемая часть России. Была, есть и будет на веки вечные. Это не чьи-то фантазии, не общие предположения, а убежденность, уверенность, факт, который в республике, можете поверить, никем не подвергается сомнению.
При этом я был и остаюсь стойким приверженцем идеи федерализма даже в условиях, когда идут разговоры об укрупнении территорий, сокращении количества субъектов Федерации. Вряд ли есть более надежный способ привести Россию к неизбежной деградации, нежели отказаться от ее изначально федеральной основы.
– То есть вы также отрицательно относитесь и к предложениям о “губернизации” России?
– Это уже было в 60-х гг. при Хрущеве – деление на совнархозы. Тогда пришлось отказаться от этой затеи, поскольку идея не обеспечивала научно-технического прогресса в стране. Нужно очень хорошо подсчитать, что выиграют народное хозяйство, рыночная экономика. Понятно, что в стране существует экономическое районирование, но нужно ли его делать также административным? В этом я не уверен.
С другой стороны, укрупнение регионов в известном смысле наблюдается давно. Это и Сибирское соглашение, и объединение субъектов Поволжского и Уральского регионов. Никто не может дать гарантий, что экономическая интеграция не трансформируется в политическую в будущем. И если это произойдет само собой, то я не вижу причин критиковать подобную “глобализацию”. А вот с “губернизацией” надо быть очень осторожными. Ведь, по сути, это означает ликвидацию всех национально-государственных образований в России.
-Калмыкия считается едва ли не самым спокойным регионом в плане криминогенной обстановки…
– Достигнутое – плод целого комплекса усилий по профилактике преступности. Но главного мы все же добились – люди не боятся за собственную безопасность, за жизнь и здоровье своих детей. И могу похвастать: мы единственный субъект Федерации, где в структуре МВД нет ОМОНов, СОБРов и других спецподразделений.
– Калмыкия, говорят, может гордиться своим аэропортом.
– Да, мы постарались сделать его на уровне международных стандартов. В 150 млн. рублей обошлось строительство новой взлетно-посадочной полосы. Причем не просто полосы, а самой “принимающей” полосы на всем юге России. Ее длина – 3200 м, что позволяет Элисте принимать практически все типы современных самолетов. Хочу особо отметить, что в “бетонку” не было вложено ни копейки бюджетных денег. Использовались средства инвесторов, спонсоров, моего президентского фонда.
Кроме того, кардинально было переоборудовано здание аэропорта, где теперь оборудованы таможенный и пограничный посты. Кстати, с директором ФПС РФ Константином Тоцким уже есть договоренность о скором открытии погранпоста, для сотрудников которого руководство Калмыкии выделяет десять благоустроенных квартир.
Все это позволило нам получить международный статус для наших воздушных ворот – соответствующий сертификат действителен до 2006 г. И, надеюсь, этот статус в скором времени будет подтвержден первыми заграничными рейсами – чартерами из Дубаи и Тегерана. И это только начало!
– А теперь на очереди еще и космодром?
– Да, космодром. Но не для проведения межпланетных шахматных турниров, которыми соблазнял великий комбинатор членов клуба “Четырех коней”, а для осуществления запусков космических аппаратов в широком диапазоне наклонений орбит. Благоприятное географическое расположение космодрома (если он, конечно, появится на карте Калмыкии) позволит выводить в космос ракеты тяжелого класса. В сравнении с главной российской космической гаванью “Плесецком” он будет ощутимо выигрывать – энергетические возможности ракет-носителей станут использоваться более эффективно. Выигрыш в массе полезного груза, выводимого на околоземные орбиты, составит 25-30%. Это очень много, если учитывать, что затраты на выведение одного кг массы космического аппарата оцениваются от 10 до 20 тыс. долларов США. Каждый старт с такого космодрома даст экономию от 1 до 10 млн. долларов. В год можно будет зарабатывать уже сотни миллионов.
С вводом нового космодрома в эксплуатацию будет обеспечена независимость России в выведении аппаратов на орбиту, создана устойчивая и эффективная космическая инфраструктура, обеспечивающая статус великой космической державы. Причем стартовая площадка в Калмыкии обеспечит вывод с территории иностранного государства, на территории которого расположен “Байконур”, всех программ, “завязанных” на национальную безопасность, а затем и всех остальных. В этом заключается не только стратегический, но и экономический аспект – аренда казахстанского космодрома обходится России ежегодно в две сотни миллионов долларов…
– И что кроме престижа выиграет от этого Калмыкия?
– Важным фактором создания космодрома станет его непосредственная связь с общим развитием экономики не только нашей республики, но и всего Юга России. Его строительство и эксплуатация позволят повысить занятость населения региона, задействовать имеющиеся промышленные и строительные предприятия, развить транспортные и энергетические сети. Так что, полагаю, не случайно идея на одном из недавних заседаний Совета безопасности была поддержана полномочным представителем Президента РФ в Южном федеральном округе Виктором Казанцевым.
Приобщение к космической деятельности даст толчок к освоению современных технологий, расширятся масштабы использования в интересах региона космических систем связи, телевидения, навигации, исследования природных ресурсов, экологического контроля и других. Все это будет способствовать повышению потенциала региона и росту авторитета России в мире.
Неизбежно расширение и международного сотрудничества в области космоса, в том числе за счет развития взаимодействия со странами Азии, уже осознавшими свои интересы в космосе, но еще не имеющими технической возможности их реализации. Наш космодром будет способен их предоставить. А с учетом того, что, по подсчетам специалистов, в недалеком будущем оборот космического рынка может составить до 500 млрд. долларов в год, нам стоит принимать решение, не откладывая дело в долгий ящик.
– Но ведь стране строительство космодрома обойдется в копеечку…
– В прессе звучала цифра 10 млрд. долларов. Но я разговаривал со строителями, с военными, которые в один голос утверждают: ни один космодром в мире на столько не тянет. Реальная цена одной стартовой площадки – 200 млн. долларов. Это вполне сопоставимо с тем, что мы платим сегодня Казахстану. Так не лучше ли вложить эти деньги в перспективы завтрашнего дня России?
Потому-то я и предлагаю начать строительство космодрома за счет инвестиций, за счет частного капитала. Я, к примеру, встречался с первым космическим туристом Тито – он готов дать деньги. Есть предварительная договоренность с побывавшим на орбите южноафриканским миллиардером, который также не прочь вложить свои миллионы в звездную отрасль. Найдутся и другие. И не надо бояться привлечения чужого капитала – поток инвестиций в высокотехнологичную отрасль способен только укрепить доверие к России, как к надежному деловому партнеру.
– Вас называют еще и автором одного из самых грандиозных проектов – строительства трансконтинентального транспортного коридора “Север – Юг”.
– Ну, теперь-то претендентов на авторство хоть пруд пруди. А ведь еще два-три года назад, когда я представлял свою инициативу, все буквально в ступор впадали: дескать, этот ненормальный степной волк Илюмжинов решил стать еще и морским волком.
Смех смехом, но прошло не так уж много времени, и проект оказался востребованным, сегодня активно прорабатывается на государственном уровне. Выгоды от его внедрения очевидны. Географически оптимальный выход к странам Ближнего Востока, Западной Азии и Персидского залива может осуществляться через российское побережье Каспийского моря – порт Лагань, расположенный на территории Калмыкии. С запуском коридора грузы по маршруту Хельсинки-Москва-Тегеран-Дубаи через этот порт пойдут быстрее в 3-5 раз, чем морским путем через Суэцкий канал. Материальная выгода при прогнозной “прокачке” 15 млн. тонн грузов в год составит сотни миллионов (!) долларов. При этом некоторые специалисты не исключают, что очень скоро мы сможем пропускать через Каспий до 10 млн. бизнесменов и туристов и до 50 млн. тонн различного сырья и товаров, Так что дальше считайте сами. Убежден лишь в одном: эти деньги будут совсем нелишними как в бюджете Калмыкии, так и в бюджете всей России. Именно поэтому мы в республике уже “шевелимся”: в составе правительства Калмыкии создано специальное министерство по строительству морского порта в Лагани. Очень скоро начнутся мероприятия по углублению канала, другие необходимые работы.
– И какова “цена вопроса”?
– 2,8 млрд. долларов. Но несмотря на астрономическую сумму капиталовложений, эффект – политический, экономический, социальный – будет куда более значительным. Только бюджет нашей республики будет получать в год от 100 млн. долларов и больше. Плюс к этому открытие коридора позволит открыть 20 тысяч новых рабочих мест для жителей региона.
Беседу вел
Виталий ДЕНИСОВ
Комментарии