Неужели шахматы – игра для всех? Конечно! Эта игра имеет большое значение для развития школьников. Задача педагога на занятиях – выявить к ней интерес.
В процессе игры происходит одновременная и синхронная работа двух полушарий мозга, благодаря чему отмечается активное развитие как логического, так и абстрактного мышления. Экспериментально подтверждено, что у детей, играющих в шахматы, скорость интеллектуальной реакции становится выше. У них улучшается успеваемость, особенно подтягиваются результаты по точным наукам. Также формируются общие навыки планирования действий, а мозг начинает синтезировать оригинальные идеи и нестандартные решения для достижения желаемого результата. Играющему в шахматы человеку легче провести тайм-менеджмент, чтобы упорядочить учебное и личное время.
У ребят с нарушениями опорно-двигательного аппарата часто страдают пространственные представления, общая и зрительно-моторная координация. Мы можем компенсировать это игрой в шахматы. У плохо видящих ребят нарушены зрительно-моторная координация, зрительно-пространственное ориентирование. И снова шахматы помогут. У ребят с задержкой развития при помощи игры в шахматы мы можем тренировать все психические функции. Зная интерес учащихся с расстройствами аутистического спектра к структуре, планированию, четким алгоритмам и правилам, мы понимаем, что эта игра словно создана для них. Ребята с интеллектуальными нарушениями также могут принять участие в игре: наставники дают им посильные задания с учетом индивидуальных возможностей.
Итак, шахматы – полезная игра. А вред есть? Конечно, можно пожаловаться на гиподинамию. Но мы же можем дополнить шахматные игры подвижными заданиями.
Начиная работу с детьми с ОВЗ, следует определить, какие цели необходимо поставить, ведь процесс обучения игре можно рассматривать с двух точек зрения: как процесс развития интеллекта ребенка и как собственно процесс обучения игре. Поскольку в нашем случае речь идет о детях с особенностями развития, то мы рассматриваем обучение игре в шахматы как развивающий процесс.
Первая половина занятия – теоретическая, вторая – практическая: манипулирование с фигурами и доской, непосредственное обучение игре в шахматы. В ходе занятия проводятся повторение и закрепление пройденного материала, а изучение нового происходит через использование дидактических сказок, шахматных задач, этюдов, игровых ситуаций и демонстрации позиций фигур на шахматной доске. Хочется обратить внимание на отработку сложных абстрактных понятий: как расставлены фигуры на доске, как они ходят и как определить их «адрес». Вспомним, как мы указываем свой адрес: улица, номер дома, номер квартиры.
Так же и в шахматах: сначала идет улица (буква), затем номер дома (цифра). Но сложность в том, что эти позиции обозначаются буквами латинского алфавита. Выход есть всегда, запомните стихотворную строчку: «Артисту Биму Циркуль Дашь – Его Фамилия Же – Аш». Первые буквы в каждом слове – буквы нашей шахматной доски. Когда мы разобрались с тем, как расставляются фигуры, как они ходят, мы можем попробовать отработать название клетки, куда пошла фигура. Поможет практика: двигайтесь вслед за фигурой и называйте ее адрес. Эти несложные задания можно отрабатывать и в домашних условиях. У многих дома есть игра «Твистер», цветное поле которой можно использовать для отработки схемы передвижения фигур.
Шахматы – замечательный повод для общения детей, способствующий установлению взаимопонимания, укреплению дружеских отношений. «Все мы одна семья», – говорят участники Всемирной шахматной федерации слова. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет многим детям преодолеть замкнутость, развить свои навыки.
Ну вот и все. Осталось лишь поставить шах и мат.
Мария КАЛАЧ, учитель начальных классов школы №1748 «Вертикаль»;
Анна НЕНАХОВА, методист по обучению детей с ООП, куратор проекта «Ресурсная школа – территория успеха для каждого» школы №1748 «Вертикаль»
Комментарии