В «Учительской газете» №42 от 20 октября 2020 года мы поинтересовались у наших экспертов, что стоит изменить в олимпиадных правилах. К дискуссии подключился Николай Махнев, исполнительный директор национального проекта «Энциклопедия сельских школ России».
Стали ли всероссийские школьные олимпиады лифтом для талантливых учеников из провинции по ряду предметов? Нет, не стали. Большинство процедур удобнее для учеников школ крупных городов. И здесь организаторам, конечно, нужно продумать механизмы вовлечения, участия и оценки детей из разных территорий нашей страны с учетом практических реалий. Но меня волнует другое.
Всероссийские школьные олимпиады – крупные мероприятия для всей системы нашего образования. И, естественно, понять, какова здесь позиция сельской школы, сразу достаточно трудно. Вроде бы декларируемые принципы олимпиадного движения доступности, всеохватности, равенства участников заложены в механизмы реализации олимпиад. Но на деле все не так просто… Захожу на один из олимпиадных сайтов региона и вижу, что приказы и документы по олимпиаде за 2019‑2020 гг. составляют в общем 24 документа с достаточно внушительным объемом – до 40‑60 страниц.
Естественно, коллективу небольшой сельской школы разобраться с таким объемом информации сложно. Вот тут и возникают первые определенные сюжеты неравенства между удаленной малокомплектной сельской школой и городскими образовательными организациями. Потом это неравенство получает свое воплощение в местах проведения муниципальных и региональных этапов, куда доехать сельскому школьнику гораздо сложнее. Поэтому в числе победителей очень мало детей из сел и деревень. И, конечно, это неравенство невозможно преодолеть при такой модели проведения всероссийских олимпиад.
Но меня волнует другое. Главной целью этих конкурсов, на мой взгляд, было не только текущее состояние системы образования, но, главное, как эти меры способствуют формированию интеллектуальной элиты в будущем. По сути, судьба каждого победителя олимпиады должна быть доступна и прозрачна с точки зрения его учебных достижений в вузе, дальнейшей деятельности после окончания образовательной организации. Могут ли ректоры, преподаватели высших учебных заведений, руководители разных производств и предприятий, учреждений, где учатся и работают победители олимпиад, сказать: «Да, они лучшие!»?
Читайте также:
«Секреты успешных практик», «Учительская газета» №30 от 28 июля 2020 года, http://old.ug.ru/archive/84291;
«Поможет ли новый проект повысить качество образования?», «Учительская газета» №29 от 21 июля 2020 года, http://old.ug.ru/archive/84189.
Комментарии