search
main
0

Премьера

Печорин, вы ли это?

Григорий Александрович Печорин на сцене Драматического театра имени Пушкина (спектакль так и называется – “Зовите Печориным”) оказался в современном прочтении пошлым и заурядным бабником. Режиссер-постановщик Михаил Мокеев вывел в нем тип русской сволочи, вторгающейся на Кавказ и грубо попирающей традиции свободного племени горцев. В свободной фантазии Нины Садур по мотивам лермонтовского романа преобладают нотки гнева и обличения, что вполне объяснимо: реалии военного времени.

Зрители оказываются, как заявлено в программке, “в затерянном мире, где литература причудливо сплетается с жизнью, и жизнь переиначивает уже написанные сюжеты”. Это так. Большая часть деталей “Героя нашего времени” опущена, а за основу взято времяпрепровождение светского общества на кавказском курорте. Общество – без намека на нравственность, и поэтому отдых оказался достаточно бурным и чувственным. Чего стоит огромная подзорная труба в чехле, медленно “раздеваемая” княжной Мэри. Манипуляции недвусмысленны и провоцируют смущенные смешки зрителей. Кучкующиеся в темноте старшеклассники отпускают пошлые шуточки.

Галоп княжны Мэри по сцене, ее сладострастие, чемоданчик в руках (в нем потом окажутся… пистолеты для дуэли Грушницкого и Печорина) совсем не вяжутся с тем образом московской барышни, который написан Лермонтовым. Это какое-то нервное и нездоровое психически существо. То, как Печорин “обрабатывает” в серных ваннах княгиню Лиговскую, добиваясь разрешения бывать в ее доме, тоже носит отпечаток современных нравов. Единственное, чего лермонтовским героям, кажется, не хватает, так это бутылочки виски и хороших сигарет.

Полной неудачей постановки, на мой взгляд, можно считать невыразительность главного героя. Он посредственен. В том вина не актера – вина замысла. Для того, чтобы пленять, нужно обладать внутренней силой. В спектакле “Зовите Печориным” это исключено. Там зло – не зло, а единственно человечный Максим Максимыч существует как пародия на человека. Да еще этот набивший оскомину акцент на чеченскую войну.

В финале измотанный “романами” Печорин выбирается в горы, где быстренько соблазняет горячую, как кобылица, Бэлу (причем Бэла будет с самого начала спектакля то следить за героем, то убегать от него) и тем ее непременно губит. Помнящий обиду Казбич исполняет огненную пляску мести, убивая олицетворение женщины и лошади. О подлинной драме “героя того времени” по имени Печорин не упоминается даже вскользь. Упрощением характеров легче добиться цели. Но какова она?

Наталья АЛЕКСЮТИНА

Выставка

Сфинксы, казаки

и митрополит Иларион

Московская галерея-клуб в Сабурове провела выставку “Декоративно-прикладное искусство и интерьер”. В небольших залах представлены творения более десятка отечественных мастеров разных жанров. Мир художников необычайно разносторонен.

Небольшие скульптуры Николая Чернявского, выполненные из бронзы, передают вольный, боевой дух казачества: чубатый запорожец, скрестив по-турецки ноги, играет на бандуре; кубанский казак с заломленной папахой на добром скакуне мчится навстречу врагу; фигура богатыря Пересвета, по словам автора, сейчас украшает одно из помещений одноименного московского банка. Запоминается флорентийская и римская мозаика Валерия Морозова. Яркие миниатюры и медальоны выполнены из натуральных морских камешков различных цветов. Как рассказал сам автор, во время выставки за границей его изделия рассматривали через лупу и удивлялись, насколько точно подобраны мозаичные детали.

Ольга Морева занимается шитьем икон с 1991 года. Ее искусные творения выполнены в древнерусской технике золотного и лицевого шитья. Одна икона в зависимости от размера и сложности вышивается от трех месяцев до года при ежедневном многочасовом ручном труде. Почти все работы выполнены с образцов, то есть с конкретных икон. Но лик святого Илариона, митрополита Киевского, – собственная иконография автора.

А вот художница Елена Соловьева использует для своих картин не краски, а… кожу. Автор не открыла всех секретов, но объяснила: “Используется свиная кожа. Она легко тянется. Здесь нет никаких наклеек – тиснение вручную по барельефу”. Наиболее запоминаются картины на древнеегипетскую тему: сфинксы, пирамиды, колесницы.

Михаил БОНДАРЕВ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте