Шлягер в отсутствие любви и смерти
Новый сезон в Театре сатиры начался с премьеры необычной. “Секретарши” – так называется новый спектакль. Зрелище с импровизированным текстом в сопровождении эстрадного оркестра рождается на глазах у публики.
Опус этот возникает вдохновенными усилиями девяти актрис и одного героя. Текст, равно как и режиссура, уходит на второй план. Вероятно, он с самого начала неважен, вместо имени автора на афише – невразумительное название мистической корпорации. Сезар, что бы это значило? Ответить на этот вопрос может лишь эпоха, которая выводит на поверхность литературу сомнительного качества и пытается сделать ее популярной.
Итак, история любви в музыкальных шлягерах – так можно было бы обозначить жанр представления, которое выносится на суд зрителя и заявляется как режиссерский дебют популярного актера. Дело в том, что создателем странного спектакля является заслуженный артист России Юрий Васильев (он же исполнитель главной роли). В числе же исполнительниц народная артистка России Зоя Зелинская, любимые зрителями Нина Корниенко, Валентина Шарыкина, Людмила Селянская и др. Секретарши, до безумия влюбленные в своего шефа, превращают скучную работу в нескончаемый праздник. Сменяя одна другую, звучат эстрадные и джазовые мелодии, ставшие уже, несомненно, классикой за последние два десятилетия. Чарли Чаплин, Мэрилин Монро, Лайза Минелли, даже Канио из знаменитой оперы Леонкавалло “Паяцы” один за другим объясняются с публикой на языке музыки.
Форма данного зрелища так же, как и необычная история его возникновения, вызывает у зрителя смутные ассоциации. С одной стороны, это тоска по ушедшей в прошлое роскошной опереточной классике с непременными примадоннами и выходными ариями, с другой – неясное предчувствие надвигающейся волны зрелищ, именуемых мюзиклами. Их на современной сцене с каждым днем все больше и больше. Начиная от ностальгического шоу Стаса Намина под названием “Волосы” и заканчивая повсеместными планами на “Вестсайдскую историю”, о которой мечтают все без исключения театры.
История мюзикла ведет свое начало от представлений американского театра в жанре балладной оперы, тогда-то и возникло движение, которое сейчас именуется мюзикловым. Среди популярных в этом сезоне зрелищ подобного рода – американский вестерн “Tomorrow”, а также “Метро” на сцене Театра оперетты.
Прежде любовные интриги были упоительно таинственны, как говорил в свое время Шеридан. Теперь они упоительно публичны. И в этом нет ничего плохого, если они так выразительны, как в музыкальном зрелище Юрия Васильева. Назвав свое детище театральной фантазией, он соткал яркое полотно, рисунком которого стали известные шлягеры с датой рождения от 70-х до 90-х годов. Взрывающееся оркестровым живым звуком эстрадное представление (дирижер А.Семенов) возвращает молодость театру, некогда заворожившему полстраны неувядающими репризами и популярными во всем мире мелодиями. Собственно, это и можно было бы считать современной модификацией советского мюзикла, соединяющей в себе сатирические черты и жизнерадостность эстрадного представления.
Елена НИКОЛАЕВА
Комментарии