Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Преемственность – требование времени

УГ - Москва, №14 от 5 апреля 2011. Читать номер
Автор:

​В 2007 году в Центре образования №2005 открылось дошкольное отделение. Тут же появилась необходимость в разработке и принятии программы преемственности между ДОУ и начальной школой.

Преемственность в системе образования – это установление взаимосвязи между смежными ее звеньями в целях последовательного решения задач обучения и воспитания. Необходимость преемственности между детским садом и школой усиливается в еще большей мере в связи со значительно возросшей ролью общественного дошкольного воспитания в нашей стране. Дошкольное воспитание – первое звено единой системы образования.Преемственность детского сада и школы предусматривает, с одной стороны, переход детей в школу с таким уровнем общего развития и воспитанности, который отвечает требованиям школьного обучения, с другой – опору школы на знания, умения, качества, которые уже приобретены дошкольниками, активное использование их для дальнейшего всестороннего развития учащихся.В связи с разработкой концепции непрерывного образования слово «преемственность» приобрело новую актуальность. Однако что мы вкладываем в это понятие:    Стыковку программ?    Реализацию единого стиля общения с ребенком?    Представление о жизни ребенка как о некоем социально-психологическом целом?Чаще всего проблема преемственности возникает как проблема взаимопонимания между педагогами дошкольного образования и педагогами начальной школы. Чтобы избежать этого, мы определили цели, задачи и содержание осуществления преемственности, разработали механизм осуществления преемственности, ну и наконец, формы осуществления. Если в прошлом году педагоги начальной школы работали только с детьми и родителями подготовительной группы, то в этом году мы поняли, что начинать работу нужно со старшей группы. В течение всего учебного года работа по преемственности идет по 3 направлениям.Работа с родителямиНе секрет, что чаще всего родители к школе и к учителям относятся с большим уважением, а к детскому саду – как к чему-то проходному, незначительному, но при этом зачастую предъявляют претензии: дескать, в детском саду ребенка не научили считать, писать и читать. Поэтому перед нами сразу встала просветительская задача по отношению к родителям, нам нужно было дать им знания по психологии дошкольного возраста, научить грамотному общению с детьми, объяснить, в чем же именно заключается подготовка ребенка к школе. Говорить о «психологической готовности родителей» не менее целесообразно, чем о психологической готовности ребенка к обучению в 1-м классе.Во время проведения дня открытых дверей из года в год мы слышим один и тот же вопрос: «Как подготовить ребенка к школе?». И каждый раз мы видим удивление и недоверие, когда мы отвечаем, что ребенку полезно просто играть, ему нужно читать как можно больше, беседовать с ним о прочитанном, просто дать ребенку возможность отдохнуть летом, так как впереди его ждет новый жизненный этап.Работа с детьмиВыпускники дошкольного отделения намного легче и быстрее адаптируются к школе, так как совместные мероприятия педагогов ДО и начальной школы помогают детям легче ориентироваться в школе (экскурсии в школу знакомят детей со школьным музеем, библиотекой, актовым залом, спортивными залами, бассейном, кабинетом директора, столовой и своим будущим учебным кабинетом). Самое важное – к концу учебного года будущие первоклассники и их родители хорошо знакомы со своим будущим учителем.Работа с педагогамиФормы работы между педагогическими коллективами разнообразны:    совместное обсуждение и изучение программы 1-го класса и «Программы воспитания в детском саду», глубокое осмысление их преемственности;    ознакомление учителей с формами работы в подготовительной группе, а также уровнем знаний и умений, приобретенных детьми к концу старшего дошкольного возраста;    присутствие педагогов начальных классов на занятиях в детском саду, наблюдение за дошкольниками, индивидуальные беседы;    посещение педагогических совещаний, проводимых в детском саду по итогам работы в подготовительных группах;    наблюдение воспитателей за своими воспитанниками в первые месяцы обучения в школе с целью выявления того, как они проявляют себя в новом коллективе, как усваивают программу 1-го класса, какие встречают трудности;    проведение совместного методического объединения в школе по итогам успеваемости учащихся первых классов;    совместные обсуждения новинок педагогической и психологической литературы и ознакомление с передовым опытом работы дошкольных учреждений и школ по совместной подготовке детей к обучению в школе.В результате таких контактов педагогов детских садов и школ достигается их взаимопонимание. Воспитатели яснее осознают требования школы, задачи подготовки детей к учебе и успешнее их решают. Учителя в свою очередь глубже вникают в задачи, содержание и методы работы детского сада, что помогает нам установить преемственность в методах воспитательного воздействия. Связь между детьми подготовительной группы и школьниками поддерживается в течение учебного года.Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования, их задача – обеспечить качественное психолого-педагогическое сопровождение, позволяющее не только преодолеть возникающие у ребенка трудности, но и обеспечить их профилактику. Внимание к будущим первоклассникам со стороны работающих с ними педагогов, психолога детского сада и школьного психолога, которому предстоит оценить школьную зрелость выпускников детского сада и наиболее тесно взаимодействовать с проблемными детьми, позволяет предупредить отставание в обучении, отклонения в поведении.У многих современных дошкольников обнаруживаются признаки гиперактивности, мешающей полноценному усвоению новых знаний. Эти дети примерно с трех-четырехлетнего возраста отличаются повышенной возбудимостью, непоседливостью, непослушанием, им трудно сосредоточиться на выполнении дела, которое поначалу увлекало и вызывало интерес. Сочетание невнимательности с импульсивностью в старшем дошкольном возрасте мешает не только занятиям, но и приводит к частым конфликтам со сверстниками и взрослыми. В результате этого ребенок становится «неудобным» как для своих ровесников, так и для воспитателей. Гиперактивных детей в школе чаще всего ожидают неуспеваемость, конфликтное поведение с одноклассниками и учителями, агрессивность как способ защиты от нового социума. Столь негативный прогноз будущего гиперактивного первоклассника ставит перед дошкольным учреждением, школой, родителями и общественностью задачу осмысления этой социальной ситуации, поиска наиболее адекватных и эффективных путей преодоления психофизиологических, возрастных противоречий в развитии ребенка.В ЦО «Школа здоровья» №2005 существует преемственность в работе психологической службы детского сада и школы. Уже в течение лета и педагог-психолог, и учитель могут ознакомиться с картами готовности к школе и наметить для себя план работы с детьми. Безусловно, что там, где детский сад становится подразделением общего образовательного процесса, проблема преемственности если не решается полностью, то, конечно, сглаживается.За последние десятилетия в обществе произошел кардинальный сдвиг в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания «знаний, умений и навыков» как основных итогов образования произошел сдвиг к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные реальные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда. Все это нашло отражение в создании новых подходов – деятельностно-ориентированном учении и обучении; учении, ориентированном на решении задач (проблем); учении, ориентированном на процесс, то есть на осознанное овладение самим процессом учения, входящими в его состав действиями, их последовательностью и связями между понятиями; учении в процессе решения задач, имеющих непосредственную связь с практическими ситуациями из реальной жизни; в проектной работе. По сути, происходит переход от обучения как преподнесения системы знаний к работе (активной деятельности) над заданиями (проблемами) для выработки определенных решений; от освоения отдельных учебных предметов к полидисциплинарному (межпредметному) изучению сложных ситуаций реальной жизни; к сотрудничеству учителя и учащихся в ходе овладения знаниями, к активному участию учащихся в выборе содержания и методов обучения. Сегодня наиболее перспективным путем признано формирование у обучающихся общеучебных умений, призванных помочь решить задачи быстрого и качественного обучения.Фактически сегодня можно говорить об изменении парадигмы обучения – от обучения «знаниям, умениям, навыкам» и формирования компетентностей к парадигме обучения как формирования личности. Цель развивающего обучения состоит в углублении и расширении творческого потенциала человека путем создания оптимальной системы условий всестороннего гармоничного развития личности.Ольга ЦВЕТКОВА, заместитель директора по УВР,Ольга ЖЕВЛАКОВА, заместитель директора по дошкольному образованию


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту