Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Учитель будущего

Преемственность поколений

УГ - Регион, №47 от 23 января 2021. Читать номер
Автор:

Что меня привело на конкурс «Учитель будущего»? Чисто спортивный интерес. Выполнили тестирование, прошли отборочный этап, а потом оказалось, что надо идти дальше, отстаивать честь родной школы. О самом конкурсе мы узнали из письма, которое наше роно рассылало по всем подведомственным школам. Нам предложили участвовать, а поскольку все знают, что наше методическое объединение учителей русского языка, литературы и иностранных языков самое активное и сплоченное, то вопрос не стоял, кого именно послать на конкурс. Впрочем, нам не впервой, мы этой же командой, только в большем составе, уже не раз участвовали в различных съездах, конференциях, семинарах. Но тут, конечно, все было немного непривычно, потому что конкурс командный, а значит, участие в нем предполагалось в несколько ином формате. Хотя это в итоге оказалось очень интересно и познавательно!

У меня два педагогических образования: по первому я филолог, по второму – учитель математики и информатики. Поэтому можно сказать, что в команде были и физики, и лирики. А если учесть, что три участницы по совместительству еще и мамы разновозрастных учеников, то охвачены были еще и все школьные возрасты – с 1‑го по 11‑й класс. Плюс ко всему одна из моих коллег, учитель английского, еще и заместитель директора по воспитательной работе. Словом, команда подобралась максимально разносторонняя и подкованная.

Мне очень понравилось одно из первых испытаний конкурса, в котором нам надо было организовать дебаты с другой командой и отстаивать свою точку зрения, а потом поменяться с ними ролями и точно так же аргументированно отстаивать их позицию. На самом деле мы с самого начала предусмотрели такой вариант и разрабатывали одновременно две противоположные системы аргументов, просто чтобы понимать логику другой стороны. Мне кажется, это вполне нормально, если ты не только хочешь изложить свои взгляды на ту или иную проблему, но и готов услышать другого человека с его взглядами, возможно, абсолютно не совпадающими с твоими. Но это не просто послушал и пропустил мимо ушей, а услышал и понял.

Это было интересно, хотя и сложно. В том числе потому, что такое испытание было первым очным, и оно было в определенной степени неожиданным. Что же касается других заданий, то элемент неожиданности присутствовал везде, но теперь мы к нему были уже готовы. Знаю, кому-то труднее всего дался «Методический конструктор», но по себе скажу: мы нечто подобное делаем у себя в школе довольно часто и регулярно, единственная проблема заключалась в умении наладить взаимодействие с другой командой. А что до разбора видеокейсов и ситуаций – это вообще было самое легкое задание. По крайней мере, у нас оно не вызвало никаких затруднений, ведь все это мы едва ли не каждый день делаем, общаясь со своими учениками и их родителями. Ну а письменный ответ ребенку на его языке – здесь мы чувствовали себя абсолютно как рыба в воде! С какой теплотой мы составляли ребенку письмо, насколько пытались вложить в него частичку самих себя, проявить участие, поддержать школьника! Чисто эмоционально это задание на «пять с плюсом» для тех, кто его придумал.

У меня 20 лет стажа, у моих коллег – 18 и 27 соответственно. На мой взгляд, на конкурсе молодым педагогам не столько легче, сколько проще, а вот чем человек более опытный и зрелый, тем труднее ему тягаться с молодежью. Да, он может гораздо больше знать и уметь, но в целом на конкурсных испытаниях те, кому за тридцать и даже за двадцать, проявляют больше гибкости и нестандартного мышления, они лучше разбираются в новых трендах и веяниях, лучше понимают современных детей, владеют их языком и терминологией XXI века.

И все же если уж рассматривать данное воспитание именно в контексте его названия – «Учитель будущего», то здесь, мне кажется, очень правильно было бы сделать ставку не на какое-то одно поколение, а именно на преемственность, умение людей разного возраста и стажа находить общий язык и договариваться между собой. Будущее за молодыми, бесспорно, но задача молодежи – взять все лучшее из опыта своих старших коллег, а задача почтенных педагогов – уметь передать все это тем, кто придет им на смену, и в свою очередь научиться от них чему-то новому, передовому.

Конкурс «Учитель будущего» в самом хорошем смысле порадовал всех нас, потому что мы, люди со стажем, поняли: будущее страны в надежных руках. Возможно, кого-то это сильно огорчит, но надо принять как факт: молодежь будет строить свою собственную школу, а не пытаться, как мы, поддержать и реанимировать то, на чем выросли сами.

Что же это будет за школа? Думаю, одна из ее главных черт – раскрепощенность учащихся, а может, и не только их. Ведь учителю часто очень мешают те рамки и ограничения, которыми он сам себя ограждает и которые вокруг него создаются другими. Все это издержки старого воспитания, из-за чего мы многого не можем себе позволить. А вот новое поколение в этом смысле воспринимает рамки и ограничения с иных позиций, нежели мы, они умеют отстаивать свои границы и знают свои права. Нам многому надо у них поучиться. Впрочем, как и им у нас.

Что еще дал нам конкурс? На сегодняшний день мы продолжаем общаться с теми, с кем познакомились еще год назад. И это не только преподаватели родственных нам предметов, близких нам по духу. Нет, в том-то и дело, что нам интересно общаться и с химиками, и с физкультурниками, и с воспитателями, и с логопедами, ведь главное – это человек, люди, а если есть чисто человеческое понимание, то наладить межпредметные мостики не составит особого труда.

Ирина ЛЕМЕШКО, учитель русского языка, литературы и информатики школы №6 имени В.А.Сулева х. Объединенный, Егорлыкский район,

Ростовская область


Комментарии


Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt