search
main
Топ 10
Президент подписал закон о единых общеобразовательных программах в школах России В школах Дагестана открывают мобилизационные пункты Анзор Музаев: частичная мобилизация не скажется на учебном процессе Российские педагоги начали преподавать в школах Монголии Началась торжественная церемония открытия конкурса «Учитель года» – 2022 – трансляция Открыто Всенародное голосование конкурса «Учитель года России – 2022» В Минпросвещения разработали перечень учебников, которые можно использовать в школах Какие изменения грядут в ЕГЭ по физике в 2023 году? Детские «мастер-классы» помогают подготовиться к ЕГЭ по математике базового уровня Урок физкультуры: должен ли ребенок присутствовать на занятии, если есть освобождение Стартовало первое конкурсное испытание заключительного этапа Всероссийского конкурса «Учитель года» – 2022 «Учитель года» – 2022: как пройдет финал профессионального конкурса педагогов По 7 уроков каждый день: члены жюри рассказали, как проходят испытания на конкурсе «Учитель года» – 2022 В рамках празднования Дня СПО в России пройдут квесты, профессиональные конкурсы и арт-флешмоб Совфед одобрил «золотой стандарт» для школьной программы Более 2 млн российских школьников посмотрели фильм «Золотая бронза» о трагедии в Беслане В школах и колледжах проходят ВПР: какие работы пишут учащиеся, когда объявят результаты Абсолютным победителем конкурса «Сердце отдаю детям – 2022» стала Елена Стальмак из Санкт-Петербурга Петр Положевец выступил на церемонии открытия конкурса «Учитель года» – 2022 В Подмосковье начали набор на бесплатные двухлетние курсы по программированию для школьников
0

Предвыборная кампания-2018: ставки на образование

​Завершилась избирательная кампания. Президентом избран Владимир Путин. Те из нас, кто голосовал, внимательно изучали предвыборные программы кандидатов в Президенты России. Что же нас в них привлекло? Что в них написано об образовании? Что из предложенного конкурентами готов реализовать наш вновь избранный президент?

В целом программы кандидатов имеют выраженную социальную направленность. Это одна из традиций нашего государства. Патернализм сам по себе не несет ничего плохого, он призван опекать, оказывать помощь. Однако необходимо определить для себя, что мы хотим больше: стать государством с высокоразвитой экономикой и высокой степенью гражданской ответственности или купаться в мутных водах льгот и преференций.Кроме того, сама по себе социальная направленность бюджетной сферы государства вполне понятна. Однако хочется уточнить, в какой мере возможно реализовать задекларированное в своих программах кандидатами. Да и нужно ли все это реализовывать?Так, в программе Сергея Бабурина провозглашено, что «здравоохранение и образование необходимо вернуть из сферы услуг в число первоочередных социальных обязанностей государства». Поэтому в числе приоритетных он называет задачи «возвращения к лучшим образцам советского образования, отмены пресловутого ЕГЭ, восстановления профессионально-технического образования, блокирования принятия намеченных Министерством образования реформ».Читая эти тезисы, невольно ловишь себя на мысли, что ни сам кандидат, ни его окружение состоянием образования давно не интересовались. Пора понять и принять, что оно является услугой исключительно в юридическом контексте. С точки зрения педагогического таланта и ментального наполнения этой профессии дела обстоят у разных педагогов по-разному. Но это уже не вопрос противостояния понятий «услуга» и «служение». Во многом это проблема этики и профессионализма. Как, впрочем, и в целом ряде других профессий. Профессионально-техническое образование потихоньку восстанавливается. ЕГЭ как инструмент проверки знаний и способ сдачи экзамена вполне оправдал себя. Ряд реформ Министерства образования и науки (да, действительно, не все) были направлены на подготовку профессиональных кадров для экономики высокого уровня. Хотя не все из них заработали, не все последовательно проводятся, но если некоторые блокировать, то сдвигов в сторону высокотехнологичной цифровой экономики не будет никогда.Кандидат от КПРФ Павел Грудинин говорит лишь об общих позициях по поводу бесплатности и приоритетного финансирования: «Мы гарантируем бесплатность и качество среднего и высшего образования и медицинского обслуживания. Вернем ежегодную бесплатную диспансеризацию. Установим нормативы финансирования науки, образования и здравоохранения – не менее 7% от ВВП для каждой отрасли». Сами по себе эти тезисы прекрасны. Они действуют на электорат успокаивающе, обнадеживающе. С учетом среднего возраста электората КПРФ эта мысль логична, почти безупречна. С точки зрения реальной позиции кандидата по вопросу о развитии образования этот тезис бессодержателен. Непонятно, какой реальный смысл за ним стоит. Вполне возможен вариант перекладывания средств из одной корзины в другую.Владимир Жириновский, напротив, стремится все конкретизировать. Он опытный политик. Вел и ведет реальную кампанию по популяризации и продвижению своей партии. У него есть давно сложившийся электорат. Он говорит много того, что люди хотят услышать. Говорит в своеобразной манере, но доходчиво и методически верно. Правда, многие позиции реализовать практически невозможно, и что-то подсказывает, что он это понимает:- Мы и дальше будем бороться за то, чтобы в России образование – среднее, среднее специальное и высшее – оставалось бесплатным.- Принимать в высшие учебные заведения надо всех желающих и по итогам первой сессии оставлять в институтах тех, кто может и хочет продолжать учебу.- Учителям, врачам – зарплату в два раза выше средней по стране.- В городах школа должна стать культурно-образовательным центром микрорайона, в котором она находится. А в сельской местности следует запретить закрывать малокомплектные сельские школы, особенно в северных и удаленных районах страны. – Необходимо пересмотреть подготовку педагогических работников детских садов, организовать семейные детские сады в малых населенных пунктах, увеличить количество детсадов в городах путем ускоренного строительства новых зданий и возвращения незаконно отобранных у детей помещений.Пожалуй, здесь заключены наиболее детально проработанные позиции по сравнению с другими кандидатами. Поддерживать эти позиции или нет, мы решали 18 марта. Но ясно одно: поездки кандидата по стране, работа представительств его партии на местах дают возможность прорабатывать ряд вопросов скрупулезно. Тон оказался резок. Местами тезисы устарели. Однако то, что Жириновский – опытный кандидат в президенты, из его программы понятно в полной мере, в том числе по разделу об образовании.Владимир Путин свою программу последовательно доносил до электората в ходе деятельности в качестве действующего президента, в том числе в ежегодном Послании Федеральному Собранию: «Современное, качественное образование должно быть доступно для каждого ребенка. Равные образовательные возможности – мощный ресурс для развития страны и обеспечения социальной справедливости». Его позиции сильны, а желание продолжить начатые реформы не вызывает сомнений: «Нужно переходить и к принципиально новым, в том числе индивидуальным, технологиям обучения, уже с ранних лет прививать готовность к изменениям, к творческому поиску, учить работе в команде, что очень важно в современном мире, навыкам жизни в цифровую эпоху. Обязательно будем поддерживать талантливых, нацеленных на постоянный профессиональный рост учителей. Открытие современных научных лабораторий по нескольким направлениям мирового класса и уровня. Создание инновационных способов и методик работы с молодыми людьми, с талантливыми детьми и по поводу раскрытия их таланта». И образовательные, и научные, и социальные мотивы довольно четко прослеживаются во многих направлениях его деятельности, в том числе и в отношении образовательной политики. Он последователен и непоколебим. Это его рецепт успеха.Ксения Собчак, дебютант предвыборной гонки, предложила избирателю, пожалуй, самую объемную программу. В ней довольно много декларативности и общих мест, ряд ее предложений, как ни странно, пересекаются с суждениями Владимира Жириновского. Они вполне содержательны и продуманны: – Образование должно стать главным приоритетом социальной политики в России. Расходы на образование в консолидированном бюджете РФ должны быть не менее 5% ВВП.- Необходимо введение простых и эффективных инструментов контроля работы преподавателей и учебных заведений, способствующих живому процессу обучения, избавлению от сегодняшней бюрократической перегруженности работников образования формальной отчетностью.- Несмотря на общенациональную полемику, мы считаем необходимым сохранение и развитие системы ЕГЭ, ее организационную и технологическую защиту от местничества и коррупции.- При сохранении и стимулировании разнообразия форм школьного преподавания, сохранении самобытности и уникальных традиций российской школы в перспективе школьная реформа должна предполагать возможность унификации стандартов с общеевропейскими учебными заведениями, облегчение межгосударственного взаимодействия в сфере образования, взаимное признание аттестатов и дипломов.- Крайне важным для страны является развитие системы среднего профессионального образования, в том числе введение дуальной системы профессионального образования.Довольно взвешенная позиция. Есть понимание насущных проблем отечественного образования. Просматривается попытка поиска решений. Пожалуй, самая полная программа в области развития образования в нашей стране. Она содержит предложения по совершенствованию всех уровней образования, затрагивает его социальную сущность. Полагаю, что именно из этой программы можно было бы взять ряд идей с целью их реализации.Пожалуй, самая бессодержательная программа у кандидата Максима Сурайкина. Ключевой тезис: все национализировать и поставить под контроль народного правительства. Все. Без комментариев.Программа Бориса Титова по-своему интересна. Но она не об образовании. Она о бизнесе. В силу своих профессиональных и предпринимательских интересов он говорил электорату то, в чем лучше разбирается. Видимо, сквозь строки о необходимости поддержать бизнес в нашей стране мы должны были догадываться, что бизнесу тоже нужны образованные и высококвалифицированные кадры.Наконец, еще один политический динозавр – Григорий Явлинский. Общие тезисы в части образования, банальные и тиражируемые, дополнены у него весьма любопытным пунктом о городе: «Городское общественное пространство организовано как современная, живая и комфортная для человека среда, которая создается с активным участием горожан, с обязательным учетом их мнения и потребностей, с уважением к истории и культурному наследию». Нам как городскому вузу импонирует, что среди кандидатов нашелся человек, понимающий важность среды жизни, в которой личность наиболее полно может реализовывать свои желания и возможности. Об этом, кстати, говорил в своем Послании Федеральному Собранию и Владимир Путин: «Нам нужно создать современную среду для жизни, преобразить наши города и поселки. При этом важно, чтобы они сохранили свое лицо и историческое наследие. У нас уже есть успешный опыт обновления городской среды и инфраструктуры».Подводя итоги обзора, можно констатировать тот факт, что ведущей линией содержания программ кандидатов на президентскую должность является популизм. Однако направленность этого популизма, его нюансы во многом продиктованы твердостью намерений наших политических деятелей отстаивать ту или иную идеологическую платформу. Чуть либеральнее, чуть консервативнее, в сторону бизнеса или в сторону «маленького человека» – все это мы видим, изучая эти программы.Сейчас важен вопрос о том, что и как будет реализовано. Очень важно понимать общий вектор развития системы образования и логику проводимых преобразований. Надо осознавать, что никакого возврата к советскому прошлому не будет. Это просто невозможно. Однако обеспечить преемственность самых лучших практик различных уровней образования необходимо. Теперь слово за президентом. Татьяна АПОСТОЛОВА, кандидат исторических наук, доцент

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте