За последние годы предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» приобрел важное государственное значение.
Нет необходимости перечислять всю нормативно-правовую базу, которая коснулась непосредственно предмета. Достаточно обратить внимание на документы, определяющие приоритет предмета ОБЖ в образовательном процессе, его важность, его будущее и обязательность. Среди региональных нормативных актов стоит отметить постановление Правительства Москвы «О мерах по формированию у молодежи города Москвы навыков безопасности жизнедеятельности». Главным же документом для школы стали ФГОС второго поколения.В Южном округе на сегодняшний день с предметом ОБЖ не так все просто. Московская нормативная база неоднозначна: столица работала по московскому базисному учебному плану, а в нем предмет ОБЖ системно и обязательно определен только в старшей школе, в начальной и средней школе рекомендовано проводить ОБЖ в интеграции с другими предметами. Но ОБЖ – это не предмет, а метапредмет, междисциплинарная область научных знаний, охватывающая проблемы теории и практики защиты человека от опасностей в сфере человеческой деятельности. Это связующее звено, которого так не хватает детям в школе, которое объединяет воедино знания ребенка, полученные на уроках математики, физики, химии, обществоведения, литературы. Это предмет, формирующий личность. Любой педагог знает, что если отсутствует системность в получении знаний по предмету, то коэффициент его работы всегда очень низкий. Об этом говорил министр образования Москвы Исаак Калина на совещании с руководителями ОУ ЮВАО «Об итогах социально-экономического развития округа в 2011году и задачах на 2012 год». В частности, он сказал, что цель школы – быть нужной и полезной каждой московской семье, привел формулу из учебника физики, которая, на его взгляд, очень точно описывает нашу жизнь: работа равна произведению вектора силы на вектор перемещения и на косинус угла между ними. Это означает, что если сила прикладывается перпендикулярно тому вектору, который показывает, куда нужно двигаться, то работа равна нулю.Начальник ЮОУО Нина Минько, заместитель начальника ЮОУО Борис Коваленко и директор методического центра Альбина Константинова вложили достаточно сил и средств для развития предмета ОБЖ: в каждой школе Южного округа есть кабинет комплексной безопасности, который оснащен всеми современными средствами ИКТ, необходимым демонстрационным оборудованием, методической литературой, учебными пособиями, новыми учебниками.Что же мешает школе сделать предмет системным? Думаю, то, что тот вектор силы, которым можно обозначить руководителей ОУ, к вектору перемещения предмета ОБЖ направлен абсолютно под разными углами, а чаще всего перпендикулярно. Не хочу сказать, что руководители ОУ плохо относятся к ОБЖ, многие понимают его необходимость, но немногие решаются найти на него те драгоценные часы из лимита учебного времени лишь в силу того, что есть другие предметы, по которым оценивают показатели школы, а не формирование личности ребенка.Но, несмотря на все существующие проблемы, предмет ОБЖ обретает свою силу. В Южном округе в его развитии видны существенные подвижки. Несмотря на разнопрофильность кадрового состава в предмете, мы стали инициаторами создания окружной общественной ассоциации учителей ОБЖ, работа которой не замедлила себя ждать. Коллектив педагогов создал свою окружную учебную программу по предмету ОБЖ, адаптированную под учебники ОБЖ под руководством А.Смирнова (издательство «Просвещение»). Смирнов дал свою положительную оценку этой программе, а апробация программы и учебников дает свои положительные результаты. Стало заметно качество знаний учащихся, которое можно оценить по результатам прошедшей Всероссийской олимпиады школьников. Увеличилось количество участников, появились новые победители, увеличилось количество призеров окружного и регионального этапов. Создание Ассоциации учителей ОБЖ Южного округа способствовало организации полноправной Московской ассоциации учителей ОБЖ под руководством заместителя заведующего кафедрой БЖД МГПУ В.Латчука.Еще одним из направлений деятельности учителей ОБЖ в округе стали конкурсы, которые проводит Департамент образования, – смотр-конкурс на лучшую учебно-материальную базу по основам военной службы и конкурс на лучший кабинет ОБЖ. В смотре-конкурсе округ занял второе место по городу, в конкурсе кабинетов – третье. Сегодня наша ассоциация выступает за то, чтобы объединить эти конкурсы в один для его направленности не только на состояние материальной базы кабинетов ОБЖ и специально оборудованных площадок ОУ, а прежде всего на учителя, который может умело распорядиться этой базой в целях образования ребенка.Не застали нас врасплох проблемы проведения обязательных 5-дневных учебных сборов с юношами 10-х классов. В прошлом году, когда объективной причиной стала смена руководства в Москве, финансирование этих сборов прошло с опозданием. В связи с отсутствием финансирования на площадках базовых школ были созданы коллективы наиболее подготовленных преподавателей из числа военнослужащих, были четко спланированы и проведены все занятия, предписанные соответствующими нормативно-правовыми документами. Выезд юношей в воинскую часть все же состоялся, ребята выполнили стрельбы из автомата Калашникова, увидели боевую технику, ознакомились с бытом военнослужащих, финалом таких сборов стала полевая кухня с настоящей солдатской кашей.Проблем на сегодняшний день с предметом ОБЖ много. Но хочу сказать одно: в Южном округе есть надежный костяк учителей, всецело посвятивших себя этому предмету. Пока есть такие люди, предмет, несмотря ни на что, будет развиваться и пробивать себе дорогу в жизнь. Мы знаем, что наши усилия не напрасны и результаты труда мы видим прежде всего в наших детях.В.БОРСАКОВ, методист ОБЖ МЦ ЮОУО
Комментарии