Физика у многих школьников имеет репутацию сложного предмета. Действительно, школьный курс физики включает большой объем явлений и закономерностей. В отличие от большинства других дисциплин естественно-научного цикла этот предмет требует высокого уровня математической подготовки.
Вдобавок ко всему в непрофильных классах старшей школы на физику отводится всего два часа. Единый государственный экзамен по физике добавляет к этим трудностям новые:
1. Зачастую условия задач ученики прочитывают бегло, а поэтому понимают неправильно. Мешают невнимательное прочтение текста, неумение анализировать и проводить аналогию с решенными ранее подобными задачами. Медлительные по своему темпераменту ученики не успевают выполнять задания более высокой сложности.
2. Выписывая результат верно решенной задачи, выпускник часто нарушает правила заполнения бланков ответов, при проверке компьютером они не засчитываются.
3. Бывает, что задача физически решена верно, но произведен неверный математический подсчет.
4. Многие считают, что задания типа С ориентированы на сильного ученика, претендующего на высокий балл. Поэтому школьники даже не пытаются приступать к их решению.
5. Выпускники устают после решения заданий блоков А и В, поэтому не могут сосредоточиться на заданиях блока С.
Я задаю себе вопрос: каковы же пути выхода из сложившейся ситуации?
Во-первых, введение в школе с 10-го класса профильного обучения. Тогда на физику в рамках профиля можно отвести 5 часов в неделю.
Во-вторых, систематическая тренировка по материалам ЕГЭ прошлых лет, неоднократное проведение в течение года «школьных ЕГЭ».
В-третьих, при составлении календарно-тематического плана необходимо перераспределить учебное время так, чтобы теоретический материал изучать по блочно-модульной системе, увеличивая число часов на решение задач по темам. Особое внимание стоит обратить на проверочные работы тестового характера по всем темам без исключения.
В-четвертых, нужно давать ученикам индивидуальные консультации во внеурочное время.
В-пятых, очень важно организовать систематическое тесное взаимодействие учителя, ученика и родителей.
Я добиваюсь того, чтобы каждый мой ученик имел позитивную динамику роста как при изучении теоретического материала, так и при решении задач.
Технология дифференцированного, в том числе индивидуального, обучения позволяет учитывать особенности каждого школьника. А еще дает мне возможность подбирать приемы, влияющие на появление и сохранение интереса к учебному материалу по физике. Например, одиннадцатиклассникам обычно с трудом дается сложный раздел «Атомная физика». Я предлагаю им поучаствовать в конференции на тему «Атомная энергия – за и против». Готовясь к конференции, ребята создают презентации, изучают дополнительный материал, знакомятся с последними разработками ученых в области атомной физики, находят компьютерные модели распада атомов.
Эффективная речевая деятельность развивается на уроках-зачетах, где каждый ученик показывает свое знание теоретического материала. В зачет включаются вопросы на формулировку физических законов, описание физических опытов, знание буквенных обозначений физических величин и их единиц измерения, формул. Вопросы ученикам выдаются заранее. Дети приучаются говорить грамотным физическим языком, грамотно формулировать физические законы и описывать опыты. Грамотная речь – первое условие успешности ученика.
В заключение замечу, что сейчас знания по физике в нашем государстве востребованы как никогда. Развиваются нанотехнологии, создаются высокоэкономичные энергосберегающие установки, все отрасли хозяйства обеспечиваются современным оборудованием. Нам, работникам системы образования, необходимо сделать все для того, чтобы не оттолкнуть выпускников от поступления в вузы на технические специальности. В частности, составителям КИМов, на мой взгляд, не следует чрезмерно увлекаться усложнением материала. Иначе шансов успешно преодолеть порог у выпускников становится не больше, а меньше.
Любовь УЮТОВА, учитель физики средней школы №9, город Октябрьск, Самарская область
Комментарии