Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Предлагаем только лучшее!

УГ - Москва, №35-36 от 1 сентября 2015. Читать номер
Автор:

​Создание межрайонных советов директоров произошло очень своевременно, ведь уже приняты и введены в работу такие важные документы, как ФЗ-273 «Об образовании в РФ» и ФГОС общего образования.

Эти документы открывают перед школами, семьями жителей районов поистине новые широкие возможности, которых раньше не было. И это уже не обобщение отдельного лучшего опыта работы отдельных лучших школ, а системная командная работа всех директоров по комплексному использованию новых ресурсов, предложенных правительством города абсолютно всем московским школам. Сегодня, когда процессы образования больших школ практически завершены, нашей основной задачей становится рациональное и эффективное распределение ресурсов нового комплекса. Большая школа дает участникам образовательных отношений возможность получить образование в соответствии с интересами, способностями и возможностями. Однако, как показывает практика, даже в одном образовательном комплексе сложно удовлетворить разнообразные образовательные потребности учащихся, их интересы и запросы. В подавляющем большинстве случаев выбор профиля определяется не потребностями учащихся, а теми совокупными ресурсами, которыми располагает школа. Социокультурное пространство наших двух районов очень разностороннее, наша задача – использовать эти ресурсы для развития каждого нашего ученика!На наш взгляд, наиболее эффективна модель сетевой организации. Отличительная черта сети – особый тип взаимодействия разных видов учреждений. При этом сетевое взаимодействие должно быть основано на равном положении учреждений в системе относительно друг друга и на многообразии горизонтальных и вертикальных связей.Как известно, система непрерывного образования предполагает широкое взаимодействие учебных заведений, реализующих различные формы и уровни обучения:    общее образование (10 комплексов);    дополнительное образование;    профессиональное образование (колледжи и вузы).В нашем социокультурном взаимодействии также могут и должны быть представлены учреждения культуры и искусства, физической культуры и спорта, науки и промышленности.Очевидно, что создание большого многопрофильного образовательного учреждения невозможно на базе одной, даже, безусловно, успешной школы. Сетевое взаимодействие образовательных организаций – наша совместная деятельность, в результате которой могут быть сформированы совместные группы обучающихся для освоения образовательных программ определенного уровня и направленности с использованием ресурсов нескольких учреждений.Необходимые условия организации сетевого взаимодействия внутри межрайонного пространства:    возможность осуществления перемещений обучающихся и учителей образовательных учреждений, входящих в сеть;    наличие в сети различных учреждений и организаций, предоставляющих обучающимся возможность выбора, обеспечивающих максимальное удовлетворение потребностей обучающихся старших классов;    возможность организации зачета результатов по учебным курсам и образовательным программам, освоенным обучающимися в учреждениях – участниках сетевого взаимодействия.При сетевом взаимодействии каждый педагог продолжает работать в своем образовательном учреждении, а обучающиеся – учиться в своих школах. Изменяется организация деятельности образовательных учреждений, которая направлена на профилизацию обучающихся нескольких общеобразовательных учреждений с учетом особенностей образовательной деятельности всех участников сети.Мы предложили две модели организации сетевого взаимодействия учреждений межрайонного пространства Коньково и Теплого Стана.Вариант 1 – субъектами сетевого взаимодействия с общеобразовательным учреждением, реализующим профильное обучение, выступают учреждения дополнительного образования, колледжи и вузы, предприятия и организации разных сфер экономики, организуется «вертикальное» взаимодействие между учреждениями различного уровня образования. Основная функция такого типа взаимодействия, называемого «социальное партнерство образовательного учреждения», – расширение социальной ситуации развития обучающихся за счет привлечения ресурсов внешкольной среды (кадровых, научно-методических, лабораторных). Мы хотим, чтобы в таком варианте взаимодействия не оставалось в стороне ни одно наше учреждение профессионального образования. Необходимо сказать, что такие варианты сотрудничества на сегодняшний день широко представлены в нашем межрайонном пространстве: большинство школ сотрудничают так или иначе с Российским университетом дружбы народов, есть примеры организации совместной деятельности школ с РГГРУ им. С.Орджоникидзе, Институтом русского языка им. А.С.Пушкина.Вариант 2 – партнерами сетевого взаимодействия могут выступать образовательные комплексы межрайонного пространства («горизонтальная сеть»). Основная функция такой сети – создание сетевых межшкольных классов. «Горизонтальные» сети профильного обучения могут различаться по типу организации. Мы предлагаем сеть равноправных субъектов, когда, например, на базе одной школы организуется изучение на профильном уровне предметов физико-математического цикла, на базе другой – предметов гуманитарного цикла. Соответственно школы, реализующие какую-либо направленность образовательной программы, самостоятельно формируют круг социальных партнеров для обеспечения максимального удовлетворения образовательных потребностей, например, школа №1273, реализующая модель профильного филологического образования, для обучающихся из других образовательных организаций в рамках дополнительного образования может вести курсы иностранных языков, готова организовать работу курса русского языка как иностранного для детей-мигрантов. Схема очень проста – всех учащихся, желающих изучать такой курс, зачисляют в систему дополнительного образования школы №273, и они приходят во второй половине дня или в субботу. В то же время школа №1273 получает субсидию на реализацию программ дополнительного образования для детей из других организаций. Некоторые курсы можно предлагать и на платной основе. Таким образом, в нашем межрайонном пространстве каждый образовательный комплекс может определить свой выбор профильности в зависимости от кадровых, материально-технических и учебно-методических ресурсов и сформировать совместно с социальными партнерами вокруг себя площадку для индивидуализации образования и успешности наших детей.Образовательные организации, выступая инициаторами сетевого взаимодействия, решают задачи расширения спектра образовательных услуг. Это позволяет при переходе к профильному обучению сохранять свой контингент учащихся, привлекать дополнительные ресурсы, в том числе внебюджетные средства. Организация межшкольных классов в нашем межрайонном пространстве создаст условия для непрерывного образования, длительного участия школьников в постоянно расширяющейся образовательной среде, приобретения учениками ценного опыта выбора уровня, содержания образования, видения его перспектив, что точно согласуется с требованиями, предъявляемыми к системе образования обществом и государством. Поэтому способ сетевого взаимодействия должен рассматриваться сегодня как инновационная образовательная практика, обеспечивающая достижение учащимися новых образовательных результатов, связанных с пониманием развития личности как цели и смысла образования.Маргорита БУТЫРСКАЯ, председатель межрайонного совета директоров районов Коньково и Теплый Стан, директор гимназии №1532;Михаил ПОПОВ, директор школы с углубленным изучением английского языка №1273


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту