search
main
0

Преданное служение избранному делу

Памяти «учителя учителей» Надежды Александровны Нефедовой

Ровно два месяца назад, 21 января 2023 года, ушла из жизни Надежда Александровна Нефедова, широко известный московский словесник-методист, прекрасный организатор инновационных преобразований в отечественном просвещении, активно работавший до последних дней жизни и оставивший заметный след в деле профессионального совершенствования учителя русского языка и литературы.

Талантливый человек, высокообразованный филолог, Надежда Нефедова ярко и полно реализовала себя в профессиональной деятельности, связанной с лингвистическим и литературным школьным образованием. Надежда Александровна прошла большой профессиональный путь – от учителя до одного из самых известных московских методистов. 1 сентября 1974 года Надежда Александровна в качестве учителя-словесника переступила порог школы №924 Советского района г. Москвы. С 1979 года стала работать учителем русского языка и литературы в школе №54 Москворецкого района столицы. Были не один выпуск, не одна профессиональная победа у Надежды Александровны как учителя… И все-таки ее главное призвание состояло в другом – стать учителем учителей.

В 1986 году Надежда Александровна пришла на работу методистом в Московский городской институт усовершенствования учителей (МГИУУ), правопреемником которого в настоящее время является Корпоративный университет московского образования. Уже в 1987 году Надежда Александровна стала заведующей кабинетом русского языка и литературы, а в дальнейшем (когда в 1991 году институт был преобразован в Московский институт повышения квалификации работников образования, сокращенно МИПКРО) – учебно-методической лабораторией русского языка и литературы. Она осуществляла многоплановую работу с московскими учителями-словесниками: организационную, методологическую, методическую, практическую. На этом поприще Надежда Александровна поражала коллег глубиной мысли, оперативностью и четкостью решений разнообразных задач, творческим даром и снискала себе заслуженный авторитет, приобрела благодарное уважение как опытных учителей, так и начинающих.

Она обладала уникальными способностями организатора: легко осваивала новые тенденции в образовании и трансформировала их в понятный профессиональный код учителя, горячо отзывалась на инновации и преобразования, отделяя существенное от второстепенного, четко и ясно формулировала для большой и малой аудиторий основные позиции в решении образовательных проблем.

Нефедовой был присущ тот высокий профессионализм, который вырабатывается и в силу эрудиции, и в силу собственного опыта, и в силу интереса к новому. Методическое мастерство Надежды Александровны проявлялось в ее лекциях и консультациях, в ее работе в составе жюри многих конкурсов и олимпиад, в оценке итогов в период аттестации учителей и школьников и др. Она была и мастером литературного анализа, вовлекая учителей в глубинные смыслы русской литературы, и мастером в анализе профессиональной практики и уроков русского языка и литературы, оказывая интеллектуальное и нравственное влияние на ряд поколений учителей, воспитывая в них потребность в качественном совершенствовании своей деятельности.

Будучи по природе человеком эмоциональным, открытым, импульсивным, Надежда Александровна проявляла принципиальный, твердый характер в оценке педагогической деятельности московских школ и выработке новых направлений в преподавании русского языка и литературы. Ее целеустремленность и воля позволяли разрешать позитивно многие вопросы, вызывавшие споры и допускавшие неопределенные толкования в педагогической среде. Она горячо отстаивала роль гуманитарных предметов в школьном образовании, разъясняла свою позицию и убеждала в необходимости гармоничного сочетания задач обучения, развития и воспитания учащихся.

В середине 1990-х годов Нефедова стояла у истоков разработки московских образовательных стандартов, обосновывала необходимость для учебных предметов четких оценочных критериев, не допускающих снижения качества обучения и определяющих возможности более высокой планки достижений учащихся (от компетенций к эрудиции). Тогда же впервые в нашей стране появились учебники для углубленного изучения литературы, в авторский коллектив которого вошли Михаил Борисович Ладыгин и Надежда Александровна Нефедова. Итак, есть стандарты, есть учебники… Нужны апробационные площадки. И здесь опыт Нефедовой был для столичной системы образования также неоценим. В итоге Надежда Александровна сделала ценные публикации в серии «Школы-лаборатории Москвы» (отв. ред. Л.Е.Курнешова. – М. : Центр инноваций в педагогике, 1997). В них была обобщена инновационная практика, направленная на внедрение качественно новых образовательных продуктов.

Нефедова была энергичным организатором в зародившемся олимпиадном движении по русскому языку и литературе. В течение ряда лет Надежда Александровна участвовала в жюри конкурсов учителей города Москвы, помогая осуществить грамотный отбор лучших конкурсантов. В этом принципиальном деле ей помогало прекрасное знание реальной практики, подкрепленное участием в оснащении новых форм аттестации московских учителей и организации итоговой аттестации учащихся средних школ.

Авторитетное мнение Нефедовой было неоднократно изложено на заседаниях орфографической комиссии, членом которой она была.

В течение ряда лет Нефедова сотрудничала со школами-лабораториями как специалист по преподаванию литературы. Так, в школе-лаборатории №368 «Лосиный остров», апробировавшей теорию развивающего обучения, она входила в состав научной лаборатории академика Давыдова. В другой школе-лаборатории, №1058, под ее руководством была оформлена Концепция гуманитарного образования.

Нефедова умела видеть перспективу развития новых подходов в преподавании гуманитарного цикла в средней школе. Так, ею было инициировано создание ряда инновационных учебно-методических программ, например «История русского языка как учебный предмет».

Талантливое наставничество Нефедовой в области совершенствования методической подготовки учителя проявлялось в широком диапазоне лекций для учителей и контактов со школами, в заинтересованном участии в школьных мероприятиях и профессионально ориентированных конференциях, в методической помощи отдельным учителям, в разработке современных образовательных программ, в проведении многочисленных консультаций и др. Ее глубокое проникновение в проблему, личное мастерство как педагога, эрудиция, методическая культура и любовь к ученику и учителю делали профессиональное общение с Надеждой Александровной особо значимыми. Она дала путевку в профессию и открыла перспективу профессионального роста многим молодым словесникам. Ее неравнодушное отношение к судьбе отечественного образования, уникальный уровень ответственности при выполнении каждой задачи могут быть примером гражданского служения избранному делу.

Профессиональная деятельность Нефедовой высоко оценена. В 1997 году Надежда Александровна награждена медалью «В память 850-летия Москвы», а в 1998 году ей присвоено звание «Заслуженный учитель школы Российской Федерации».

Надежда Александровна Нефедова была не только активным руководителем, человеком дела. Ее обаяние, жизненный позитив, душевная красота привлекали к ней многие сердца. Она всегда была в центре внимания коллег, дарила дружбу, гармонично сочетала в себе ум и душу, требовательность и отзывчивость, страстность в деле и сердечность в отношениях.

Светлая память о Надежде Александровне сохранится в сердцах всех, кто знал ее лично, испытывал радость от общения с ней, совершенствовался с ее поддержкой в профессиональном мастерстве, заражался ее энергией Учителя.

Алевтина ДЕЙКИНА, доктор педагогических наук, профессор кафедры методики преподавания русского языка, почетный профессор МПГУ

 

Из воспоминаний коллег и соратников

Лариса КУРНЕШОВА, доктор педагогических наук, советник директора Корпоративного университета московского образования, с 1991 по 2011 год заместитель руководителя Департамента образования города Москвы:

– У взрослых людей есть должность и профессия, но есть люди, у которых есть профессиональный дар. Вот и у Надежды Александровны был профессиональный дар методиста. Ее открытость, уважение к коллегам, желание помочь притягивали к себе учителей. Они ждали ее на уроке, спешили на ее лекции, обсуждали свои проблемы на консультациях.

Многие выпускники прошлых лет должны быть благодарны Надежде Александровне. На конфликтной комиссии по присуждению медалей Надежда Александровна всегда спорные вопросы решала в пользу выпускника. «Если я могу помочь, я должна это сделать!» – это была профессиональная позиция Надежды Александровны.

 

Елена ЗИНИНА, ученый секретарь ФИПИ:

– С деятельностью Надежды Александровны Нефедовой связана целая эпоха в московском гуманитарном образовании. Безусловно, каждый уважающий себя учитель-филолог знал ее имя. К ней всегда можно было обратиться за консультацией, ее экспертное мнение в профессиональном сообществе особенно ценилось, воспринималось как некий знак качества.

Помню свой трепет, когда я, учитель лицея №1535, узнала, что мой открытый урок в качестве эксперта посетит сама Нефедова. Одним из лучших воспоминаний об этом испытании стал не сам урок, а умный его анализ, виртуозно исполненный Надеждой Александровной. Я услышала похвалу, а главное – мудрые советы, обозначившие мой до конца не реализованный учительский потенциал.

Мне также посчастливилось учиться на курсах Нефедовой. Впечатлили те четкость, структурированность методического материала, которые не всегда присутствуют в нашем литературном безбрежье, а также строгость требований к словеснику. Запомнилась и особая требовательность на зачете. Меня посадили в отдельное помещение МИОО, где за два часа я должна была написать целую программу литературного курса без опоры на дополнительные источники информации. Это была эпоха «программного» творчества, создания учебников, новых методик. Учитель, претендующий на высокий профессиональный разряд, должен был, с точки зрения Н.А.Нефедовой, соответствовать этим вызовам времени.

Моя дальнейшая работа в министерстве в качестве специалиста, курирующего литературное образование, а затем в ФИПИ помогла в полной мере оценить деятельность Надежды Александровны. Это был талантливый методист, автор учебников по литературе, в которых особый акцент делался на освоении «языка» предмета, то есть необходимых терминов и понятий. Это был профессионализм особого рода, не замкнутый в себе, а ориентированный на помощь словеснику, который должен был вписаться в новую систему оценки качества образования. Надежда Александровна запомнится как яркая личность, умный наставник и созидатель.

 

 

Елена АЛЕШНИКОВА, кандидат педагогических наук, председатель региональной предметной комиссии ОГЭ по русскому языку, с 2008 по 2013 год методист методической лаборатории МИОО:

– Более десяти последних лет, с 2009 по 2021 год, Надежда Александровна мастерски руководила региональной предметной комиссией ОГЭ по русскому языку, одной из самых многочисленных в Москве. Это был долгий и непростой путь по апробации новой формы государственной итоговой аттестации за курс основной школы и перевода ее в штатный режим. Благодаря ее самоотверженному труду методиста и таланту руководителя комиссия стала еще и самой успешной по согласованности работы экспертов: расхождение в критериальной оценке творческих работ выпускников составляет менее 1%! Такое единодушие экспертов – заслуга команды тьюторов, созданной Надеждой Александровной.

В предметную комиссию приходило не только учительство. Вот что говорит доцент Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Т.Ю.Иванова-Алленова: «Не будучи школьным учителем, я пришла в ПК под руководством Надежды Александровны, чтобы поработать с этим человеком-легендой. Больше всего меня поразило, что, руководя огромным коллективом, можно быть настолько внимательным к каждому в нем. Работать с Надеждой Александровной было легко, понятно и надежно. Мне посчастливилось это узнать».

Надежда Александровна умела сплачивать людей вокруг себя, заражала своей энергией, помогала каждому увидеть профессиональные перспективы. Вспоминается яркое впечатление, которое произвели ее слова о важности и ответственности работы экспертов предметной комиссии о том, почему мы выбрали этот сложный путь: «Задача эксперта не только проверить и оценить работу, но и помочь ученику осознать, насколько он успешен в освоении программы за курс девятого класса… Кроме того, за каждой работой стоит школьник. И, не видя ученика, но читая его работу, мы проникаемся смыслом его рассуждений и его эмоциями. Как не откликнуться, например, на такую силу убежденности выпускника: «Что движет человеком на войне? Ярость? Нет. Боевой порыв? Нет. Патриотизм!»? В этом вся Надежда Александровна, учитель учителей, яркая личность которой подвигала всех, кто был рядом с ней, работать с полной отдачей, совершенствовать свое мастерство.

Слова Н.А.Нефедовой: «Желаю педагогам не терять интереса к профессии, к тому делу, которое мы выбрали однажды и которому так преданно служим!» – стали напутствием для многих словесников Москвы.

 

Юлия ЧАДИНА, кандидат педагогических наук, председатель региональных предметных комиссий ОГЭ и ЕГЭ по литературе, с 2005 по 2013 год методист методической лаборатории МИОО:

– Надежда Александровна – человек, который дал старт профессионального роста тем, кто работал в методической лаборатории русского языка и литературы МИОО. Первая встреча с Надеждой Александровной оставила чувство праздника, который никогда не прекращался для тех, кто пришел в профессию всерьез и надолго.

Деятельность Надежды Александровны как методиста и наставника многогранна и многоаспектна, но ее отличительными чертами как личности всегда были прямолинейность, принципиальность, высокий профессионализм и стремление находиться на переднем крае современного образовательного процесса. Курсовая система для учителей русского языка и литературы МИОО, которую много лет курировала Надежда Александровна, воспитала целое поколение учителей-практиков, составляющих сегодня профессиональное ядро словесников города Москвы.

Эстафета, переданная нам лучшими московскими учителями старшего поколения, стартовала на базе САО совместно с учителями школы №201 при проведении городских Педагогических чтений имени З.И.Кулаковой.

Учебник литературы для 5-9-х классов, который Надежда Александровна создала совместно с М.Б.Ла­ды­ги­ным, входит в серию книг, обеспечивших преподавание по углубленной авторской программе литературного образования.

Замечательной возможностью поделиться опытом с учителями из регионов для словесников Москвы явились лингвистическая конференция в гимназии №1541, конференция проектно-исследовательских работ школьников «Россия – мое Отечество» в гимназии №1520 имени Капцовых и научно-практическая конференция «Человек и общество» на базе гимназии №1504, у истоков создания которых стояла методическая лаборатория русского языка и литературы под руководством Надежды Александровны Нефедовой.

С 2009 года методическая лаборатория активно включилась в работу по проведению и методической поддержке ГИА-9 по предмету «Русский язык». Методические рекомендации для подготовки школьников к ОГЭ учителями-словесниками, предметные консультации, дидактические материалы городских диагностических работ, проведение занятий курсовой системы на базе округов Москвы, а также проверка, аналитика и сопровождение ученических работ в ходе всего периода экзаменационной сессии – все это составляло круг обязанностей сотрудников методической лаборатории.

Надежда Александровна точно знала ответ на любой вопрос, всегда брала ответственность на себя, личным примером воспитывала тех, кто был рядом. Работая с таким руководителем, каким была для нас Надежда Александровна, каждый старался проявлять свои лучшие профессиональные качества, быть лидером и выполнять все задачи на «отлично».

 

Роман ДОЩИНСКИЙ, кандидат педагогических наук, начальник отдела методического обеспечения процедур оценки качества общего образования МЦКО:

– Так получилось, что последним местом работы Надежды Александровны стал Московский центр качества образования (МЦКО). Филолог с большой буквы, настоящий московский интеллигент, Надежда Александровна и в новой для нее организации совсем не потерялась. Имея невероятную харизму, внушительный авторитет, она смогла привнести новые элементы в создаваемые ею контрольные измерительные материалы для региональной системы оценки качества.

Все, что выходило из-под пера Надежды Александровны, почти никогда не требовало доработок. Она могла работать без дополнительных экспертиз, без помощи тестологов и корректоров. Ее серьезный подход к делу для меня и моих коллег, несомненно, является примером для подражания. Каждое использованное Надеждой Александровной слово, каждая конструкция – это точно и обстоятельно подобранный языковой материал, четко выверенный по всем современным словарям и справочникам. Она очень ценила эти книги и никогда не скупилась на их приобретение. Вот что значит настоящий филолог!

 

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте