Начиная свое конкурсное восхождение, мы даже не задумывались о том, что нас ожидает. На конкурс мы пришли соперниками, а стали соратниками. В Поведниках дружеские отношения проявлялись не только в моральной поддержке, но и в активном участии на уроках коллег, предложении помощи, иногда приходилось за ночь создавать и перекраивать отдельные фрагменты уроков. Даже Большое жюри впоследствии отмечало, что такой дружеской атмосферы, которая сложилась в 2009 году, они давно не помнят.
Что же было дальше? Далее началось сотрудничество. Центр педагогического мастерства предложил всем финалистам конкурса «Учитель года-2009» снова встретиться, но уже на курсах повышения педагогического мастерства. Именно здесь наши дружеские отношения перешли на новый уровень, совершив качественный скачок. Разбирая нестандартные педагогические ситуации, мы совместно находили пути их решения. Истина, рождаясь в спорах, находила потом подтверждение в конкретном жизненном опыте кого-то из нас. Находясь то в роли учителей, то в роли учеников, мы примеряли на себя проблемы современной школы. А их сегодня накопилось достаточное количество.
Как сформировать у учеников желание самостоятельно учиться, находить и приобретать новые знания, исследовать неизведанное и получать от этого искреннее удовольствие? Как раскрыть, а в последующем и развить творческие, научно-исследовательские и организаторские способности учеников? Вот часть тех вопросов, на которые мы находили ответы. Ученики должны чувствовать себя коллективом друзей, ощущать взаимную поддержку, заинтересованность, ответственность не только за себя, но и за общее дело, общие результаты; нужно находить сферу удовлетворения лидерских качеств каждого. Ученики и учителя не должны чувствовать себя на разных полюсах образовательного процесса, разделенными непреодолимыми барьерами. Учитель – друг, помощник, источник большого опыта и знаний, но тоже может и имеет право чего-то не знать. Это ничуть не умаляет и не роняет авторитет учителя, но делает его ближе детям, понятнее. Конечно, в рамках уроков некоторые задачи решать нельзя, нужна другая область обмена знаниями и опытом между учителем и учеником, где они будут максимально приближены друг к другу.
В процессе таких творческих поисков и родилась идея организации и проведения совместного творческого проекта, в котором бы осуществлялось взаимодействие учеников и учителей разных школ. Так появилась идея экологической акции «Мы за чистую планету», которую решено было провести 7 апреля 2010 года в преддверии Международного дня Земли на базе ЦО №654. Туда же в качестве активных участников были приглашены и финалисты конкурса «Учитель года-2009».
Тема экологии позволила объединить в себе разные области науки и хозяйства. Важным было не только раскрыть роль современной науки в экологии, но и затронуть такие понятия, как экология мысли, души, сознания человека.
Гимназия №625 продемонстрировала экологическую сказку «Репка», построенную на классическом сюжете, но раскрытую с точки зрения естественно-научного подхода. Спектакль стал прекрасным свидетельством совместного творчества учителей и учеников и был очень хорошо воспринят аудиторией.
ЦО №654 в свою очередь представил вниманию зрителей проект «100% неПакет», цель которого – отказаться от использования пластика в быту, ведь на его разложение в природе уходит более 500 лет. Взамен пластиковому пакету ученицы предложили использовать сумки из натурального льна, которые были изготовлены на глазах у зрителей, украшены эмблемой, призывающей к сохранению чистоты нашей планеты. Здесь же, на сцене, каждая группа участников защищала значение своей эмблемы.
Мы призываем всех творческих учителей (а других, мы полагаем, в нашей профессии и не может быть) не отказываться от участия в профессиональных конкурсах. Не бойтесь сделать шаг к самопознанию! Вы, несомненно, убедитесь в безграничных возможностях своих и своей профессии.
После конкурса «Учитель года» невозможно остаться в рамках своего кабинета, своего предмета, своей школы. Возникает острая потребность в постоянном самосовершенствовании. Общение с конкурсантами дает много свежих мыслей, идей, а силы, поверьте, приходят сами. И это не просто слова, а искреннее желание изменить отношение к профессии учителя и у нас самих, и у нашего общества, которое дает заказ на обучение и воспитание современного человека – гражданина.
И.ЗЮБИНА, учитель физики гимназии №625; Г.ВОРОНКОВА, учитель технологии Центра образования №654 имени А.Д.Фридмана; финалисты конкурса «Учитель года-2009»
Комментарии