search
Топ 10

Правовая и экономическая неграмотность – бич России. Владимир ЯКУШЕВ, губернатор Тюменской области

– Владимир Владимирович, когда речь заходит об очевидных в социально-экономическом отношении успехах Тюменской области, нередко можно услышать: «Конечно, там газ, нефть…» – Нефть и газ – в основном на Севере, в Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском округах. Это по действующему законодательству самостоятельные субъекты Федерации в составе Тюменской области…

Досье «УГ»Владимир Владимирович ЯКУШЕВ родился 14 июня 1968 года в г. Нефтекамске Республики Башкортостан. В 1974 году переехал с родителями в г.Надым Тюменской области, где окончил среднюю школу №2. В 1986 году был призван в ряды Советской армии. После демобилизации в 1988 г. Владимир Якушев поступил на юридический факультет Тюменского государственного университета. По его окончании в 1993 году работал в Ямало-Ненецком филиале Запсибкомбанка в должности юрисконсульта. В 1994 году будущий губернатор был назначен исполняющим обязанности директора Ямало-Ненецкого филиала Запсибкомбанка, а в 1995 году он стал его директором. В 1997 году – директор Салехардского филиала – вице-президент по работе с филиалами, расположенными на территории Ямало-Ненецкого автономного округа.С 1994 по 1997 г. Владимир Якушев заочно обучался в Тюменском государственном университете по специальности «Финансы и кредит». С апреля 1998 г. работал первым вице-президентом Запсибкомбанка, а затем стал его президентом.В июне 2001 года назначен вице-губернатором Тюменской области, с апреля по ноябрь 2005 года работал на должности главы города Тюмени.24 ноября 2005 года в ходе поименного голосования депутаты Тюменской областной Думы приняли единогласное решение: наделить Якушева Владимира Владимировича полномочиями губернатора Тюменской области.Женат, воспитывает двоих детей.

СтатфактВ 2005 году из бюджета Тюменской области на оснащение базовых школ современными материально-техническими ресурсами и информационно-технологическим оборудованием направлено 119,6 млн.руб. Приобретены:- торгово-технологическое оборудование для школьных столовых;- мультимедийное оборудование для библиотек (уровень обеспеченности библиотек городских и сельских базовых школ компьютерами достиг 100%);- учебно-наглядные пособия по физике, химии, биологии;- лингафонные кабинеты на 12, 18 и 24 рабочих места;- современная школьная ученическая мебель и аудиторные доски.Для организации подвоза детей в базовые школы с 1997 года по 2006 год в школы юга Тюменской области поставлено 592 автобуса. Из них 94 – в 2005 году.Областным бюджетом в 2006 году на материально-техническое развитие школ и модернизацию образовательного процесса запланировано 130,1 млн.руб.На капитальный ремонт зданий школ из бюджета области в 2006 году выделено 469,5 млн.руб., из них на базовые сельские школы – 143,8 млн.руб.Сейчас в области функционируют 33 учреждения НПО и 22 – СПО, еще одно учреждение среднего профобразования входит в комплекс ТюмГНГУ. В образовательных учреждениях НПО учатся 15995 человек, в том числе по дневной форме обучения 14505 чел. В образовательных учреждениях обучаются 28500 человек, из них: 22504 человека – по очной форме обучения, 5996 человек – по заочной. Обучение ведется по 150 профессиям и специальностям.

– Так значит, успехи и достижения не связаны напрямую с природными ресурсами?

– Это связано в первую очередь с тем, что в свое время были приняты правильные управленческие решения.

– Не так давно вы утвердили стратегию развития региона до 2020 года, где определен так называемый портфель ресурсов. Какое место отведено в нем образованию?

– Говоря о стратегии развития региона на перспективу, безусловно, нужно опираться на имеющийся в области человеческий потенциал. Ведь все планы воплощают в жизнь люди, и результат во многом зависит от их жизненной позиции, профессиональной подготовки – вопросов, которые решает образование. Именно поэтому отрасль социальной сферы правительство области считает одной из ключевых для будущего нашей области.

В прошлом году мы разработали «Основные направления развития образования и науки Тюменской области на 2006-2008 годы». Уже сегодня в системе образования региона внедрены механизм нормативного межбюджетного финансирования, а также отраслевая система оплаты труда. Мы развиваем систему участия в управлении образованием общественности. Большое внимание уделяем модернизации и приведению в нормативное состояние материально-технической базы образовательных учреждений.

Дополнительную динамику этот процесс получил в ходе реализации приоритетного национального проекта.

– Тюменская область первой встала на путь перехода на отраслевую систему оплаты труда, при которой основной параметр – качество образования, а не количество часов. Каковы сегодня реальные результаты данного нововведения?

– Образовательные учреждения области перешли на отраслевую систему оплаты труда с 1 сентября 2005 года. Суть ее в том, что заработная плата учителя зависит теперь не от количества обучаемых классов, а от числа обучаемых учеников. Фонд оплаты труда сформирован таким образом, что 70% средств направляется на оплату объема оказания услуги, а 30% – на премирование и стимулирование качества.

Отраслевая система оплаты труда внедрялась и отлаживалась с участием самих педагогических коллективов, материально заинтересованных в доведении этого дела до конкретных результатов. Все высвобождаемые ресурсы направляются на повышение заработной платы учителя.

В конечном итоге заработная плата педагога практически удвоилась. В школах созданы попечительские и управляющие советы, которые влияют на выбор предметов школьного компонента, участвуют в распределении премиального фонда и оценке деятельности образовательного учреждения.

Подобные изменения происходили и в других уровнях образования: дошкольном, дополнительном, начальном и среднем профессиональном. Сегодня мы уже можем говорить, что практически получили эффект, на который рассчитывали.

– Как идет процесс реализации национального проекта «Образование» в вашем регионе? Есть ли своя специфика? В чем суть системы софинансирования нацпроектов?

– Процесс идет, это главное. Мы не затормозились на уровне планов и согласований. Одним из показателей может быть работа по выплате дополнительного вознаграждения за классное руководство. Был сформирован реестр классных руководителей, принято соответствующее постановление правительства Тюменской области.

Доплаты за классное руководство прижились в области еще в 2005 году, единственным источником средств тогда был региональный бюджет. Среднемесячный размер региональных надбавок за классное руководство в прошлом году составил 480 рублей.

Выплата за январь 2006 года была закончена уже к середине февраля. Вознаграждение за счет средств федерального бюджета выплачено 7515 классным руководителям.

В общем, с учетом предусмотренного бюджетом области на этот год повышения заработной платы работников общего образования, сохраненных региональных доплат за классное руководство и сумм дополнительного вознаграждения за счет средств федерального бюджета среднемесячная заработная плата классного руководителя в 2006 году составит около 10,5 тысячи рублей. Это, кстати, наглядный пример, когда в вопросе повышения заработной платы работников бюджетной сферы проявляется принцип софинансирования.

Есть подвижки и в плане информатизации. Двигаясь в этом направлении, мы сможем внедрить в учебный процесс современные технологии – включить все образовательные учреждения области в единую корпоративную информационную сеть.

Компьютеризация школ в регионе осуществлялась на условиях софинансирования – часть расходов взял на себя областной бюджет, другая финансировалась в рамках федеральной программы «Развитие единой образовательной информационной среды на 2001-2005 годы».

Сегодня оснащенность компьютерами образовательных учреждений юга области составляет 100%. К системе «Интернет» уже подключены 126 основных и средних школ (30%), что в два раза больше, чем в предыдущем году. Через систему спутникового образовательного канала (односторонняя связь) работают 77 школ (14,3%).

Уже не первый год мы поддерживаем талантливых и одаренных учащихся школ и студентов. В регионе учреждены именные стипендии губернатора области лучшим студентам учреждений профессионального образования, в этом году их получают 67 учащихся. Предоставляются гранты молодым ученым. Разработана методика, и идет отбор 32 школ, работающих по инновационным программам, – они получают средства для продолжения этой работы из федерального бюджета. Таким образом, то, что мы начинали несколько лет назад в плане реформирования системы образования в области, сейчас нашло поддержку в рамках приоритетного национального проекта.

– Владимир Владимирович, по первому образованию вы юрист, по второму – экономист. Что, на ваш взгляд, необходимо привнести в школьное образование для развития правовой и экономической культуры наших выпускников?

– Правовая и экономическая неграмотность – настоящий бич сегодняшней России. Именно поэтому у нас масса людей становятся жертвами мошенников, другие вынуждены давать взятки нечистоплотным чиновникам. Единственный способ борьбы с этими явлениями – массовая ликвидация правовой и экономической безграмотности. Задача, сравнимая по масштабам с ликвидацией неграмотности в 20-30-х годах прошлого века. Дело это, конечно, более трудное, чем просто научить читать, считать и писать.

И первой в этом деле должна быть, безусловно, система общего образования. Сейчас в Тюменской области эта работа ведется на факультативном уровне (специальные правовые курсы, семинары в рамках дополнительных платных услуг и т.п.). Кроме того, развивается предпрофильное обучение и профильная подготовка школьников по экономике и правоведению. Такую работу ведут тюменские гимназия №16, школа №8, лицей №134, ряд других образовательных учреждений области. Обучение в этом направлении проходят 14% от общего числа учащихся профильных классов.

Думаю, делу могли бы помочь компьютерные игры и другие образовательные интерактивные программы, специально разработанные, возможно, в ответ на государственный заказ или в рамках конкурса на соискание грантов. Большую роль могут сыграть в этой работе общественные организации, СМИ. Пока это только общие подходы, нужны конкретные идеи и заинтересованные люди, которым небезразличен вопрос формирования активной гражданской позиции у подрастающего поколения, их умение защищать свои права и интересы.

– Из ваших региональных СМИ узнали о том, что в Тюменской области появятся 10 деревень, 9 сел и один поселок. Как это скажется на образовательной инфраструктуре новых населенных пунктов?

– Речь не идет о появлении новых населенных пунктов. Депутаты Тюменской областной Думы рассматривают вопрос об изменении статуса уже имеющихся поселений. Согласно проекту нормативно-правового акта 10 сел станут деревнями, 9 деревень – селами, а 1 деревня – поселком. Там уже действуют необходимые образовательные учреждения. Изменение статуса населенных пунктов никак на их работе не скажется.

Могу добавить, что мы проводим единую градостроительную политику в области, и при застройке любого населенного пункта, жилого массива в проект изначально вносятся все необходимые социальные объекты, в том числе школы, детские сады и так далее.

– Ваше отношение к созданию так называемых базовых, укрупненных сельских школ и к самой идее их реструктуризации…

– Реструктуризация сети сельских школ – не самоцель. Мы хотим сделать качественным образование на всех ступенях обучения.

Процесс реорганизации сети сельских школ в области практически закончен, но существует проблема малокомплектных средних школ, которые не могут обеспечить достаточное качество знаний своим ученикам.

Мы видим выход из создавшегося положения в формировании сети базовых школ.

На юге Тюменской области работают 407 сельских школ, из них 79 получили статус базовых. В таких школах сконцентрированы лучшие педагогические, методические и материально-технические ресурсы. Спланирована работа с учащимися: организовано профильное обучение, углубленное изучение предметов, работа с одаренными детьми, подготовка к олимпиадам, конференциям различного уровня. Здесь идет работа с педагогами: освоение новых технологий, методик.

Вокруг базовых школ объединяются близлежащие средние, основные и начальные школы, ученикам которых тоже доступны все имеющиеся в комплексе средства обучения. Думаю, выпускники таких школ смогут более достойно конкурировать при поступлении в техникумы и вузы со своими сверстниками из крупных населенных пунктов.

– Значит, какие-то учебные заведения вы закрыли? Но ведь многие сегодня настойчиво твердят: «Умрет сельская школа, умрет и село».

– Вы знаете, никто не умер. Когда муниципальные власти организовывали сходы граждан, вопросов было действительно много. Мы на них ответили, показали родителям схему реструктуризации уже на действующих примерах. Когда привезли их в школы, на базе которых и будут образовательные центры, (а за последние 5 лет мы построили много отличных современных школ), сделали дни открытых дверей, познакомили с преподавательским коллективом, показали оснащенность крупных школ (которая несравнимо лучше, чем в малокомплектных), кроме того, оперативно организовали подвоз детей, вопросы были сняты. Для подвоза в кратчайшие сроки приобрели более 590 школьных автобусов.

Потом уже пошел обратный процесс. Родители сказали, что это – один учитель, преподающий одновременно нескольким ребятишкам разного возраста. Какое же качество образования мы получим? Куда пойдут после школы эти ребята?

Теперь все это понимают, а вначале приходилось вести разъяснительную политику. Сегодня все разногласия и недоразумения мы преодолели. Есть хороший результат.

– Владимир Владимирович, какова в регионе ситуация с учебными заведениями в системе НПО и СПО?

– При перераспределении полномочий между уровнями власти забота о развитии начального (НПО) и среднего (СПО) профессионального образования стала делом областного правительства. Экономика региона испытывает дефицит в специалистах среднего звена и рабочих кадрах для таких отраслей, как железнодорожный и речной транспорт, нефтегазовый комплекс, лесная и деревообрабатывающая промышленность, связь.

Так, например, Тюменское и Сургутское отделения СвЖД ежегодно нуждаются в подготовке и переподготовке 500 специалистов, тогда как прием по этим специальностям составляет не более 100 человек. По профессиям бурения, добычи нефти и газа ежегодно выпускают 1180 человек, а потребность в рабочих кадрах – 1500 человек. Есть необходимость увеличения подготовки кадров для Обь-Иртышского бассейна – около 300 человек в год. Ежегодная потребность в специалистах электросвязи с учетом округов составляет 400 человек в год. Кроме того, на предприятиях юга области, выполняющих заказы округов, существует постоянная потребность в кадрах металлообработки и деревообработки.

У нас есть программа «Сотрудничество», в которой приоритет в финансировании отдан образовательным учреждениям НПО и СПО. Они осуществляют подготовку кадров для перспективных отраслей экономики региона: профессиональный лицей №1 (железнодорожный профиль), профессиональные училища №7 (профессии нефтегазодобычи), №14 (профессии для речного транспорта), Тюменский государственный колледж связи, информатики и управления (машиностроение, связь, телекоммуникационные технологии), Тюменский лесотехнический техникум (деревообработка).

Средства идут прежде всего на укрепление материально-технической базы: капремонт и реконструкция корпусов и общежитий, приобретение учебно-лабораторного, компьютерного и наглядного оборудования, замену хозяйственного и бытового инвентаря для общежитий.

Чтобы сделать профессиональное образование более доступным, мы практикуем оказание адресной помощи детям из малообеспеченных семей. В 2006 году сохранены все виды поддержки, предоставляемые учащимся и студентам из ЯНАО.

Сегодня мы видим, что профессиональные учебные заведения системы НПО и СПО области пользуются спросом у северян. Так, число обучающихся из ЯНАО в 2004-2005 учебном году составило 8450 человек, а в 2005-2006 учебном году их обучается 8750 человек, в 2006-2007-м их количество вырастет до 9300 человек. Количество студентов и учащихся из ХМАО увеличилось с 19887 человек в 2004 году до 21500 человек в 2006 году.

Очень важен баланс между потребностями рынка труда и подготовкой профессиональных кадров. Этого мы стараемся добиться через механизм ежегодного государственного заказа на подготовку кадров, который размещается среди образовательных организаций в конкурсном порядке.

– Довольны ли вы вузами Тюменской области? Их, кажется, в регионе 13. Это оптимальная цифра?

– Эта цифра сложилась исторически. Каждый новый вуз появлялся тогда, когда возникала потребность в профессиональных кадрах того или иного направления. Сегодня существование вузов регулирует рынок. Правительство области влияет на объемы подготовки специалистов с высшим образованием путем размещения заказа на подготовку кадров для государственных учреждений. На договорной основе готовятся профессионалы и для ведущих предприятий области.

Пока вузы работают не в убыток, пока их экономика дает положительный эффект, их существование оправдано. Это рыночный механизм, и не вижу особой необходимости дополнительно регулировать его административными методами.

– На территории Тюменской области планируется создание технопарка. В чем суть этого проекта?

– Технопарк под рабочим названием «Западно-Сибирский инновационный центр нефти и газа» – это мегапроект, который будет влиять на всю концепцию стратегического развития области.

Мы надеемся, что он будет содействовать устойчивому развитию нефтегазового комплекса России в долгосрочной перспективе, а также внедрению разработанных прогрессивных технологий и других инновационных продуктов в нефтегазовом секторе экономики.

Создание технопарка привлечет в отрасль новых инвесторов, повысит деловую активность в научной и предпринимательской среде, расширит экспортные возможности региона. Ну и наконец, все это дополнительные рабочие места для научных сотрудников и инженерно-технических специалистов высокой квалификации.

Проект создания технопарка в г.Тюмени вызвал большой интерес и поддержку со стороны крупнейших компаний, вузов и научных учреждений области. Правительство РФ также отметило проект Тюменской области как один из самых лучших и привлекательных, в связи с чем намерено оказать всестороннее содействие, в том числе финансовое, в его реализации.

В базовых компонентах технопарка (бизнес-инкубатор, бизнес-центр, конгресс-холл) будут созданы необходимые условия для развития малого и среднего инновационного бизнеса. Мы предоставим начинающим бизнесменам офисные помещения, оптоволоконную интернет-связь и консалтинговые услуги (от бизнес-планирования и экспертизы проектов до проведения маркетинговых исследований и закрепления авторских прав). О своей готовности участвовать в проекте технопарка заявили многие крупные предприятия области.

По предварительным расчетам, успешная реализация данного проекта позволит создать уже в 2008 году до 2,5 тысячи новых рабочих мест.

– Владимир Владимирович, к вам едут из разных регионов изучать опыт внедрения нормативного финансирования, отраслевой оплаты труда. Справляетесь ли с этой новой миссией?

– Мы готовы делиться накопленным опытом в любой сфере, где нам удалось продвинуться дальше других регионов. В сфере образования эту миссию выполняет, и, по-моему, неплохо, Тюменский областной институт развития регионального образования (ТОГИРРО). На его базе постоянно проводятся межрегиональные семинары, совещания и другие мероприятия, направленные на изучение передовых педагогических технологий, новых методик организации образовательного процесса.

В прошлом году ТОГИРРО выиграл грант Национального фонда переподготовки кадров по нормативному бюджетному финансированию и стал ведущим методическим центром России в этом вопросе.

Мы готовы, повторяю, принимать гостей, все показывать и рассказывать. Но тем, кто надеется достичь результатов за два месяца, вряд ли поможем. Рассчитывать на сиюминутный результат за короткий срок нельзя. Дополнительные ресурсы с неба не берутся. Их нужно либо создать, либо найти внутри системы. По этому пути мы и пошли.

Ирина ДИМОВА

Тюмень

Оценить:
Читайте также
Комментарии

?Задать вопрос по сайту