Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Право называться человеком. Русская школа: не лапти, а национальное самосознание

Учительская газета, №18 от 29 апреля 2003. Читать номер
Автор:

Школа №15 Вологды – областная экспериментальная площадка. Тема эксперимента: создание модели современной русской школы. Первые результаты: разработан и апробирован учебный план современной русской школы Вологодской области, определено содержание образования русской школы, возникли новые учебные предметы, наконец, в этом учебном году сформирован кадетский класс.

Логичный вопрос: зачем в России создавать специальное «русское» учебное заведение, закладывать в учебный план предметы так называемого русского цикла, если все школы России, по логике, являются русскими? Директор 15-й школы убежден: «Национальная русская школа нужна. Сейчас в стране разрушены все институты, которые в советское время воспитывали детей. Единственное, на что мы можем опереться – наследие наших предков, на то, что нам передали родители и что мы должны передать дальше. В конечном итоге мы заботимся о своей старости». Педагогический коллектив русской школы уже готов перенести первые результаты эксперимента в массовое образование.

Началось все в 1993 году, когда директором 15-й школы Вологды стал Валерий Иванович Порошин. Валерий Иванович «заболел» идеей, когда получал второе высшее в Вологодском институте развития образования. По договору с Санкт-Петербургским педагогическим университетом им. Герцена в Вологде читали лекции и проводили семинары питерские профессора. Одним из них оказался Иван Федорович Гончаров, создатель и руководитель «Русской современной школы». Педагоги 15-й школы взяли за основу работы именно его концепцию современной русской школы. В 1994 году экспериментальная работа началась, а в 1996-м школе был присвоен статус областной экспериментальной площадки.

Работу педагогический коллектив ведет в двух направлениях, создает национально-ориентированное содержание общего среднего образования и систему дополнительного образования. К этому надо добавить программу мониторинга, без которой не обходится ни один эксперимент.

Валерий Порошин объясняет: «Школа прежде всего должна давать знания о культуре той нации, к которой принадлежит ребенок. Если наша школа находится в Вологодской области, мы должны давать детям знания о своей культуре, учитывать наши региональные особенности». Валерий Иванович знает, о чем говорит. В 2001 году он защитил диссертацию на тему «Национально-региональный компонент в содержании общего среднего образования современной школы», где дал подробный список курсов и факультативов, учебный план русской школы.

Изучение национально-ориентированных предметов начинается в младших классах с интегрированного историко-культурологического курса «Малая Родина». Задача курса – создать целостный образ Вологды и Вологодской области. В шестом классе ребята изучают предмет «Светочи России». В программу входят биографии Сергия Радонежского, Владимира Красное Солнышко, Александра Суворова и других деятелей, которые внесли огромный вклад в развитие страны и мировой цивилизации. «Все эти предметы, – замечает директор, – были введены с одной целью – воспитание характера». Еще один новый предмет называется «Лад». Это старинное русское слово многозначно. Любовь, согласие, мир, счастье, милость, ласка, сердечность – вот что такое лад. Эти понятия передаются в семье из поколения в поколение. А в русской школе педагоги обучают ребят традициям, обычаям, обрядам, например, как вести себя в гостях, в церкви. А еще рассказывают, что такое уважение мужа к жене, детей к родителям, соседа к соседу.

В предмете «Культура России» две темы – культура Севера и культура России. Изучают его в 8-9-х классах как вступление в МХК.

И последний предмет, венчающий русский культурологический цикл в 11-м классе, – самовоспитание. То есть самосовершенствованию учеников 15-й школы обучают как особой науке. Материалы для изучения, анализа берутся из жизни, искусства, науки, религии, философии, литературы. Ребята читают дневники Достоевского, обсуждают слабые и сильные стороны русского характера, знакомятся с приемами работы по самоусовершенствованию. Им нравится необычный предмет. Вот мнение старшеклассника: «Самовоспитание – это процесс, который помогает человеку быть и называться человеком, но не в биологическом понимании, а в духовном».

Если вышеперечисленные курсы совсем новые, то остальные, традиционные базисные предметы можно называть обновленными, благодаря тому, что в русской школе существует совершенно иной подход к их преподаванию. «Наша задача заключается не в том, чтобы изучать данный предмет, а в том, чтобы приобщать школьников через него к огромному эмоционально-нравственному опыту наших предков», – рассказывает Валерий Порошин. И приводит пример: «В седьмом классе, когда на физике упоминаются Ладыгин или Яблочкин, я говорю о них больше, чем заложено в программе. Повод гордиться соотечественниками – вот какие люди были, Россию прославили!» Национально-региональный компонент можно заложить буквально в любой общеобразовательный предмет – химию, географию, математику и уж тем более – в гуманитарные циклы.

Наконец, внеклассная работа. В школе весело, с гулянием, песнями и театрализованными представлениями празднуются Покров, Рождество, Масленица, Пасха. Задействованы обычно бывают все дети – а это почти тысяча человек! После уроков школа также многолюдна, как в первой половине дня. Еще бы, две трети ребят ходят на кружки и в студии. Выбор громадный – керамика, роспись по дереву, бисероплетение, берестоплетение, хореография, спортивные секции, музыкально-поэтический театр «Росинка», студия бальных танцев. И не надо ехать в городские центры дополнительного образования, тратить на дорогу силы и деньги. «На мой взгляд, – комментирует Валерий Иванович, – было бы замечательно, если бы каждая школа стала центром такой воспитательной работы. Конечно, не у всех есть такие возможности, как у нас. Ведь наша школа – экспериментальная площадка, в штате сверх положенных двух ставок специалистов по внеклассной работе есть еще семь. Результат – по числу правонарушений наша школа находится на последних местах».

«Изюминка» обучения в 15-й школе – профессиональная подготовка. Выпускники получают не только аттестат о среднем образовании, но и удостоверение о том, что владеют одним из народных промыслов – резьба по дереву, плетение, тиснение, резьба по бересте, кружевоплетение, роспись по дереву, изготовление и роспись изделий из керамики, русская вышивка.

Вдохновляет и обучает ребят учитель технологии, народный умелец Николай Павлович Калининский. Впрочем, он слово «технология» не любит, предпочитает старое название – трудовое обучение. «Технология» – это что? Процесс или порядок изготовления чего-либо», – строго замечает Николай Павлович. А его ребята не по учебнику работают, а как фантазия подсказывает. Например, есть технология скрепления деталей. Учитель показывает две досочки. Что из них можно сделать? Если соединить под углом девяносто градусов – то полочку для цветов. Но это только идея. А уж как эту полочку украсить, оформить, каждый ребенок решает для себя сам. Николай Павлович верит в своих мальчишек, потому не боится ставить их в экстремальные ситуации. Например, начинает урок с задания: за 30 минут изобразить оконный наличник. И у каждого получается свой узор, свое собственное индивидуальное окошко. Хотя они не художники вовсе… К серьезному изучению профессии резчика по дереву ученики Калининского идут с пятого класса, потихонечку. Осваивают все положенные по программе темы, и только с 8-го класса за счет сокращения электротехнических работ вводится изучение резьбы по дереву.

Импровизированная выставка работ мальчишек (и девчонок!) расположена в мастерских. Тут и совы, которые ребята изготавливают в больших количествах – для подарков гостям, начальству и своим же отличившимся в науках и искусствах одноклассникам, и пряничные доски, и сувенирные досточки для хлеба. Конфетницы, крючки с забавными рожицами и многое другое. А почему сова? Это элемент герба школы. Сам герб, тоже деревянный, висит в вестибюле рядом с гербом Вологодской области. Вообще вся школа украшена изделиями ребят – карнизы, дверные наличники, панно на стенах, скамеечки в коридорах… Школа в процессе обретения своего «лица». А начиналось все с эстетической пустоты. Повел Николай Павлович мальчишек в коридор и спросил: «Красиво?» «Некрасиво», – ответили они. – «Давайте думать, как быть». Ушли в мастерскую, стали думать, а потом взяли в руки инструменты. Увлеклись. Да и как не увлечься, когда твои поделки выставляются на всеобщее обозрение. О том, что за интересными уроками стоит нечто большее, чем выполнение задания, ребята догадываются смутно. Хотя Николай Калининский говорит им постоянно: «Вырастете, будет у вас свой дом. Кран потечет, работы всего на три минуты – кран отвернуть, резиночку заменить, все в порядке! Неужели ради этого сантехника вызывать? Он же вас обдерет как липку. А тут аккуратненько сами все и сделаете». Вырастить настоящего мужчину, который умеет дом содержать в порядке и делает это не из-под палки, а с удовольствием, – задача благородная. Вот она, русская традиция, которую потерять никак нельзя. А в качестве примера для подражания – сам Губернатор Вологодской области Вячеслав Позгалев. Однажды он побывал здесь в гостях. Зашел всего на пять минут в мастерские, а остался… на целый урок! Николай Павлович вспоминает: «Он за парту сел. Я с ученика фартук снял и работу забрал. Предупредил: Вячеслав Евгеньевич, если испортите, парню поставлю два. У нас шла тема «Геометрическая резьба». Я показал Губернатору элементарные приемы. И он начал работать. Ему понравилось. Он же электрик. Рука хваткая, рабочая. Говорит: я бы у вас остался учеником».

Сейчас эксперимент по созданию модели русской школы в самом разгаре. Новая его ступенька – создание кадетского класса. В перспективе школа будет реорганизована в кадетскую. В ней будут отдельные классы для девочек и мальчиков. Ребята смогут общаться во второй половине дня, во время внеклассных мероприятий. Но пока это – дальние планы, и чтобы их претворить в жизнь, необходимо совершенствовать наработанное, анализировать опыт кадетских корпусов, уже существующих в России.

Валерий Порошин уверен: «Прежде всего кадетская школа должна воспитывать элиту. В данном случае – Вологодской области. Выпускник должен быть подготовлен для служения Отечеству». Воспитательные и образовательные задачи более-менее ясны, а вот детали пока отрабатываются, причем не только в Вологде, по всей России. Будет единая форма, система чинов. Пока в 15-й школе разработали клятву, которую первоклассники-кадеты произнесли перед строем. Все мальчишки получили удостоверения и личные книжки, куда будут заноситься все их учебные достижения. А то, что они будут, никто не сомневается. Русские люди трудностей не боятся.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту