Ежегодно в России рождаются 50 тысяч детей с самыми различными пороками в развитии, общее же число инвалидов в России достигает полутора миллионов человек, причем 580,7 тысячи из них – до 18 лет. Образование для таких ребят – единственный шанс на нормальную достойную жизнь, реальная возможность почувствовать себя нужными в обществе.
– России направлена на сохранение и совершенствование существующей сети специальных (коррекционных) образовательных учреждений, классов, групп с параллельным развитием интегрированного (инклюзивного) образования.
– Алина Афакоевна, на Западе не слышали про наши коррекционные школы. Возможно, и нам стоит отказаться от такого количества специальных коррекционных учебных заведений, особенно если речь идет о незначительных проблемах в здоровье. Может быть, находясь среди здоровых детей, дети с проблемами в развитии легче приспосабливались бы к окружающей среде?
– Следует отметить, что за рубежом, даже в тех странах, где давно ведется работа по организации интегрированного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, также сохраняется достаточно большое число специализированных коррекционных образовательных учреждений для этих детей. Категории детей, которые обучаются в коррекционных учреждениях в западных странах, примерно соответствуют категориям детей с ограниченными возможностями здоровья, для которых создана сеть коррекционных учреждений и у нас в стране.
Законодательство Российской Федерации, в развитие основополагающих международных документов в области образования и защиты прав человека, предусматривает принцип равных возможностей в области образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья – как взрослых, так и детей.
Дети с ограниченными возможностями здоровья пользуются такими же правами, как и их сверстники, не имеющие недостатков физического или психического развития. Поэтому государство ставит перед собой задачу обеспечить условия для получения такими детьми образования, коррекции нарушений их развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.
Гарантии права граждан с ограниченными возможностями здоровья, в том числе инвалидов, на получение образования закреплены в Конституции Российской Федерации, Законе Российской Федерации «Об образовании», федеральных законах «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
– Ваше отношение к инклюзивному образованию?
– В последние годы в России развивается процесс интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательную среду вместе с нормально развивающимися сверстниками. Действующее законодательство, включая утвержденные Правительством Российской Федерации типовые положения о дошкольном образовательном учреждении, об общеобразовательном учреждении, о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, в настоящее время позволяет организовывать обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях общего типа.
Так, в специальных (коррекционных) классах при общеобразовательных учреждениях обучается свыше 187,9 тыс. детей, в том числе 26,7 тыс. умственно отсталых детей, 148,7 тыс. детей с задержкой психического развития, 7,5 тыс. детей с физическими недостатками. При этом число обучающихся в специальных (коррекционных) классах для умственно отсталых детей за последние 15 лет увеличилось почти в 4 раза, в классах для детей с задержкой психического развития – более чем в 3 раза.
Специальные (коррекционные) классы, в которых ребенок может получать образование, создаются территориально приближенными к месту его жительства, что ведет к сокращению интернатных учреждений для данной категории детей.
Развитие интегрированных форм обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях общего типа должно осуществляться поэтапно, по мере создания необходимых условий для организации, содержания и обучения детей указанной категории (в том числе наличия соответствующей материальной базы, специализированных образовательных программ, подготовки педагогического коллектива, проведения разъяснительной работы с обучающимися, как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии, и их родителями и т.д.). Иначе подобная мера не только не позволит обеспечить полноценную интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья, но и негативно скажется на качестве работы образовательного учреждения с другими детьми. Данная позиция соответствует международным нормам, в частности, положениям Стандартных правил обеспечения равных возможностей для инвалидов, принятых Генеральной Ассамблеи ООН.
– Алина Афакоевна, как вы вообще относитесь к словосочетанию «дети-инвалиды». Насколько лучше другое выражение, его заменившее, – «дети с ограниченными возможностями здоровья»?
– Термин «дети? с ограниченными возможностями здоровья» введен в законодательство Федеральным законом от 30 июня 2007 г. №120-ФЗ вместо термина «дети с отклонениями в развитии». Это определение более гуманно и соответствует терминологии, используемой в международной практике, поэтому наше министерство поддержало внесение этих изменений в законодательство.
Следует иметь в виду, что термин «дети с ограниченными возможностями здоровья» не заменил термин «дети-инвалиды», поскольку эти термины не равнозначны и используются в разных сферах деятельности. Термин «дети-инвалиды» используется в основном в сфере социальной защиты для обозначения детей, имеющих нарушения здоровья и нуждающихся вследствие этого в комплексе мер социальной поддержки – назначении социальной пенсии, предоставлении льгот в части обеспечения жильем или оплаты коммунальных услуг и так далее, в том числе льгот в сфере образования.
Ребенок-инвалид не всегда нуждается в обучении в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения. В настоящее время в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации, согласно статистическим данным, обучается около 70 тысяч детей-инвалидов.
Термин «дети с ограниченными возможностями здоровья» используется в основном в сфере образования применительно к детям, имеющим недостатки физического и (или) психического развития. Такое уточнение и включено в Закон Российской Федерации «Об образовании» и в Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» Федеральным законом от 30 июня 2007 г. №120-ФЗ. Эта категория детей всегда нуждается в создании специальных образовательных условий и в специальных педагогических подходах при получении ими образования. Пунктом 10 статьи 50 Закона Российской Федерации «Об образовании» установлено, что категории детей с ограниченными возможностями здоровья определяются Правительством Российской Федерации. Данные категории определены Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12 марта 1997 г. №288.
Дети с ограниченными возможностями здоровья не всегда имеют статус «ребенок-инвалид». Из 223,9 тыс. детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, такой статус имеют только 68 тыс. детей.
В настоящее время в Российской Федерации для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья существует дифференцированная сеть дошкольных образовательных учреждений компенсирующего и комбинированного вида, специальных (коррекционных) образовательных учреждений, а также сеть специальных (коррекционных) классов (групп) в дошкольных, общеобразовательных и других образовательных учреждениях.
В частности, в 2006-2007 учебном году в России функционировало 1905 специальных (коррекционных) образовательных учреждений с общим контингентом обучающихся 223,9 тысячи человек. Работа по обучению, воспитанию и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста ведется в 10,5 тыс. дошкольных образовательных учреждений компенсирующего и комбинированного вида, в которых воспитывается 442,7 тыс. детей.
Государственная политика
– Какова государственная политика нашей страны в отношении образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов? Каковы ее принципы и характер?
– Государственная политика России направлена на сохранение и совершенствование существующей сети специальных (коррекционных) образовательных учреждений, классов, групп с параллельным развитием интегрированного (инклюзивного) образования.
Принципиальной позицией является то, что обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья не исключены из образовательной среды. Обучение и коррекция развития в коррекционных учреждениях и классах реализуется по 15 образовательным программам, разработанным на базе основных общеобразовательных программ с учетом психофизических особенностей и возможностей обучающихся. Выпускники коррекционных учреждений получают документ государственного образца о соответствующем уровне образования или свидетельство государственного образца, которые предоставляют им право продолжить свое образование в образовательном учреждении последующего уровня образования.
Еще один важный момент – соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья на выбор условий получения образования и прав самих детей на получение образования в адекватных их возможностям условиях. Так, в соответствии с пунктом 10 статьи 50 Закона Российской Федерации «Об образовании» дети с ограниченными возможностями здоровья могут быть направлены в коррекционные учреждения только при наличии соответствующего заключения психолого-медико-педагогической комиссии, которое основывается на результатах комплексной диагностики ребенка и определения его специальных образовательных потребностей. Закон также устанавливает обязательное требование согласования вопроса о направлении детей с ограниченными возможностями здоровья в коррекционные образовательные учреждения с их родителями (законными представителями).
Право на образование есть у всех
– Каковы приоритетные направления совершенствования системы обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья?
– Первоочередной задачей является создание условий для реализации права на образование всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе ранее считавшихся необучаемыми. В соответствии с рекомендациями федерального министерства принимаются меры по организации обучения и воспитания детей со сложными нарушениями умственного и физического развития (в том числе с выраженной умственной отсталостью, сложным дефектом, аутизмом). В апреле 2007 г. Минобрнауки России и Минздравсоцразвития России направлено в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации письмо «О реализации конституционного права детей-инвалидов, проживающих в детских домах-интернатах для умственно отсталых детей, на образование», содержащее рекомендации по организации обучения детей, находящихся в домах-интернатах системы социальной защиты населения.
Другой приоритетной задачей является организация системы ранней помощи детям с выявленными ограничениями здоровья. Речь идет о детях в возрасте от 0 до 3 лет. Работа в этом направлении осуществляется уже на протяжении нескольких лет. В целях разработки и внедрения государственной системы раннего выявления отклонений в развитии детей и оказания им психолого-педагогической и медико-социальной помощи на базе Института коррекционной педагогики РАО с 1 января 2000 г. приказом Минобразования России создано государственное научное учреждение «Центр ранней диагностики и специальной помощи детям с выявленными отклонениями в развитии». За эти годы центром накоплен большой организационный, научный и практический опыт, позволяющий организовывать такую работу в каждом регионе. В настоящее время в субъектах Российской Федерации при активном содействии центра созданы уже 16 подобных центров. По мнению ученых, оказание коррекционной помощи в максимально раннем возрасте позволит исправить основные недостатки в развитии ребенка к моменту поступления его в школу и, таким образом, подготовить его к обучению в общеобразовательном учреждении.
– Мы говорим о соблюдении прав детей-инвалидов, но ведь для нормального развития ребенку-инвалиду нужна свобода перемещения. У нас же зачастую библиотеки, театры, школы не имеют пандусов. Получается, у ребенка-инвалида один выход – всю жизнь просидеть в интернате. Учитывается ли необходимость пандусов при строительстве новых школ и детских библиотек и театров юного зрителя?
– Законодательством (Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Градостроительный кодекс Российской Федерации) предусматриваются требования по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования всеми видами транспорта, средствами связи и информации и устанавливается ответственность за неисполнение указанных требований.
В соответствии с законодательством Российской Федерации о разграничении полномочий вопросы организации предоставления общего образования детям, в том числе детям с ограниченными возможностями здоровья, находятся в компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. В связи с этим на региональном и муниципальном уровнях должны быть созданы необходимые условия для повышения доступности и качества образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации принимаются меры в данном направлении. В ряде регионов (Владимирская, Калужская, Ленинградская, Липецкая, Московская, Новгородская, Псковская, Тверская, Ярославская области, города Москва и Санкт-Петербург и другие) созданы экспериментальные площадки по вопросам интегрированного образования. Обеспечивается создание безбарьерной среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. В частности, в Москве только в последние годы около 450 образовательных учреждений были оборудованы приспособлениями для инвалидов, построено около 10 общеобразовательных школ, в которых создана безбарьерная среда.
Дистанционное обучение
– Для большинства детей, прикованных к постели или к коляске, дистанционное образование – единственный способ получить знания. Как будет развиваться эта сфера?
– В качестве важного направления организации образования инвалидов, особенно с трудностями в передвижении, рассматривается развитие дистанционной формы их обучения.
Примером инновационного подхода к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья являются московские школы индивидуального надомного обучения. В них ведется дистанционное обучение детей с физическими недостатками, которым за счет средств города приобретены персональные ноутбуки и соответствующая оргтехника, а также осуществлено подключение к сети «Интернет». Выпускники данных школ успешно поступают в образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования.
Эксперимент по организации дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется также в Калининградской, Московской, Челябинской областях и ряде других регионов. Дистанционную форму обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья активно используют и многие учреждения профессионального образования.
В рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы осуществляется проект, предусматривающий поставки в субъекты Российской Федерации реабилитационной компьютерной техники для создания школ дистанционного обучения детей, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные учреждения. В 2007 году в этом проекте на условиях софинансирования участвуют уже 14 субъектов Российской Федерации.
В рамках приоритетного национального проекта «Образование» в 2007 году будет завершена работа по подключению коррекционных образовательных учреждений к широкоформатному скоростному интернету.
Профориентация
– Большое место в политике специального образования занимает трудовое и профессиональное образование. В чем заключается особенность этого способа включения инвалидов в социум именно для нашей страны, ведь не секрет, что инвалидов на работу берут неохотно даже в качестве простых рабочих. Зачастую дети с ограниченными возможностями, даже получая неплохое образование, я имею в виду, конечно, ребят с сохранным интеллектом, не могут потом найти себе работу.
Не получается ли, что вся система обучения пропадает впустую?
– Действительно, трудоустройство лиц с ограниченными возможностями здоровья, прежде всего с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата, по-прежнему сопряжено с рядом проблем, в числе которых – отсутствие необходимой квалификации, недостаточное количество квотированных рабочих мест и нежелание руководителей предприятий и организаций брать на работу инвалидов.
Вместе с тем практика убедительно доказывает взаимосвязь между наличием профессионального образования и возможностью трудоустройства лиц с ограниченными возможностями здоровья. По данным статистики, лишь около 20 процентов всех инвалидов трудоспособного возраста имеют постоянную работу, тогда как среди инвалидов – выпускников высших и средних специальных учебных заведений, более 65 процентов работают по полученной специальности (в ряде случаев этот показатель даже выше – например, в Московском государственном социально-гуманитарном институте трудоустроены свыше 90 процентов выпускников).
В соответствии со статьей 21 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов). Дополнительные меры, направленные на содействие занятости инвалидов, стимулирование создания специальных рабочих мест для их трудоустройства, могут быть реализованы органами государственной власти субъектов Российской Федерации в рамках предоставленных им полномочий.
Необходимо обеспечить создание на региональном уровне системы трудоустройства лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе инвалидов, получивших профессиональное образование, координацию деятельности в этом направлении органов и учреждений образования, здравоохранения, социальной защиты населения, занятости.
Безусловно, профессиональное образование и занятость лиц с ограниченными возможностями здоровья являются чрезвычайно важными составляющими их социализации. Профессиональное образование инвалидов рассматривается как важное звено в системе их непрерывного образования. В связи с этим значительное внимание уделяется созданию условий для получения детьми-инвалидами и инвалидами начального, среднего и высшего профессионального образования.
Закон Российской Федерации «Об образовании» предусматривает льготы для детей-инвалидов и инвалидов в области получения профессионального образования. В соответствии с пунктом 3 статьи 16 указанного закона дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, которым, согласно заключению федерального учреждения медико-социальной экспертизы, не противопоказано обучение в соответствующих образовательных учреждениях, принимаются при условии успешной сдачи вступительных экзаменов в государственные образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования вне конкурса.
За последние несколько лет в России произошли позитивные изменения в области профессионального образования инвалидов. Накоплен значительный опыт в организации профессионального обучения инвалидов в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования.
– Лишь немногие вузы ведут обучение детей с ограниченными возможностями, примером в этом плане может быть МГТУ имени Баумана, где уже много лет обучают глухих и плохо слышащих студентов. Расскажите, пожалуйста, а есть ли другие российские вузы, которые бы вели такую планомерную работу с различными группами студентов-инвалидов – слепыми, колясочниками и т.д.
– Пионером в области высшего профессионального образования для студентов – инвалидов по слуху (не только в России, но и в мире) является МГТУ им. Н.Э. Баумана. Позднее к нему присоединились Владимирский государственный технический университет, Институт социального развития Новосибирского государственного технического университета, Челябинский государственный университет, Московский государственный социально-гуманитарный институт, Московский областной государственный институт физической культуры (заочное отделение), Московский государственный специализированный институт искусств, Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена (Санкт-Петербург), Красноярский государственный торгово-экономический институт и другие.
Отмечается тенденция к увеличению численности обучающихся и студентов из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья. В 2006 году по всем формам обучения более чем в 300 подведомственных Рособразованию вузах обучались 17,7 тыс. инвалидов (12,6 тыс. человек из них – инвалиды I-II групп), в учреждениях среднего профессионального образования – свыше 16,5 тыс. человек, в учреждениях начального профессионального образования – 20,9 тыс. обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Для повышения эффективности деятельности по обеспечению профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе инвалидов, необходимо продолжить работу по созданию в образовательных учреждениях профессионального образования необходимой учебно-методической и материально-технической базы для обучения таких лиц, включая создание безбарьерной среды обучения, соответствующей санитарно-гигиеническим требованиям, оснащение образовательного процесса специальными средствами обучения, а также системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения студентов с ограниченными возможностями здоровья.
Кадровый потенциал
– Каков сегодня кадровый потенциал педагогов для специальных (коррекционных) учреждений?
– Подготовка специалистов для системы специального (коррекционного) образования ведется на факультетах или отделениях коррекционной педагогики (дефектологии) в 33 высших и 17 средних специальных учебных заведениях.
В каждом субъекте Российской Федерации функционируют учреждения дополнительного профессионального образования (всего 94 учреждения, в составе которых имеются 11 кафедр специальной педагогики и психологии и 25 самостоятельных учебно-методических кабинетов дефектологии), которые осуществляют повышение квалификации и профессиональную переподготовку педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Координацию их работы осуществляет кафедра коррекционной педагогики и специальной психологии Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования.
В рамках федеральной целевой программы «Дети России» за счет средств федерального бюджета ежегодно проводятся курсы повышения квалификации для педагогических и руководящих работников общеобразовательных, специальных (коррекционных) и других образовательных учреждений, а также обучающие семинары-совещания по данной проблематике.
На ноябрь 2007 года по инициативе нашего департамента и при поддержке Рособразования запланировано проведение II Всероссийских педагогических чтений по коррекционной педагогике. Возрождается хорошая традиция периодически собирать специалистов в этой области, практических работников, управленцев, ученых для обмена опытом, пропаганды имеющихся в стране достижений в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.
О материальном
– Алина Афакоевна, какова материально-техническая база специальных (коррекционных) школ и школ-интернатов для детей-инвалидов?
– Материально-техническое обеспечение многих специальных (коррекционных) образовательных учреждений требует улучшения. По данным 2006 года, 895 коррекционных школ и школ-интернатов нуждались в капитальном ремонте, 66 находились в аварийном состоянии. В ряде учреждений не хватает оборудования для организации учебного процесса, специализированного реабилитационного и медицинского оборудования, мебели, автотранспортных средств.
В соответствии с пунктом 6.2 статьи 29 Закона Российской Федерации «Об образовании» вопросы организации деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений отнесены к компетенции субъектов Российской Федерации.
В целях оказания помощи регионам в решении указанных проблем определенные меры реализуются в рамках соответствующих федеральных целевых и ведомственных целевых программ.
В частности, специальным (коррекционным) образовательным учреждениям за счет средств федерального бюджета (федеральной целевой программы «Дети России», Федеральной целевой программы развития образования и т.д.) оказывается поддержка в части обеспечения автобусами, учебным и реабилитационным оборудованием, оборудованием для трудовых мастерских.
Также в рамках отраслевой программы «Безопасность образовательного учреждения» в образовательные учреждения этого типа за счет средств федерального бюджета осуществляется поставка комплектов охранно-пожарного оборудования и систем видеонаблюдения. Реализацию данного проекта планируется полностью завершить в 2007-2008 годах.
Комментарии