Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Право на автономию. В Тамбове открывают школы полного дня и легализуют репетиторство

Учительская газета, №42 от 15 октября 2013. Читать номер
Автор:

Для Евгения ВЫЖИМОВА, председателя Комитета образования администрации города Тамбова, нынешний учебный год – первый в новой должности. И хотя к исполнению обязанностей руководителя системы образования крупного города – областного центра – Евгений Дмитриевич приступил еще весной 2013 года, он и сегодня часто обращается к собственному опыту директора школы. А как иначе, если успех многочисленных изменений, происходящих сегодня в образовательной сфере Тамбова, во многом зависит от позиции директоров школ.

– Евгений Дмитриевич, первый вопрос об укрупнении, слиянии школ. Отношение к этому процессу в регионах неоднозначное. В Тамбове есть примеры школ, имеющих по несколько филиалов?- Могу сказать, что еще в 2007-2008 годах я сам не был сторонником некоторых вещей, но в дальнейшем, оценивая происходящее с административной точки зрения, понял, что многое оправданно. До 2007 года я работал учителем истории, права и экономики, а в сентябре 2007-го был назначен на должность директора школы №17 г. Тамбова. Через год – руководителем школы №19 в другом районе. За этот год 17-я школа с 23-26-й позиции в городском рейтинге переместилась на 16-17-ю. Став директором 19-й школы, первым делом начал капитальный ремонт здания, на который администрация выделила достаточные средства. Когда здание отремонтировали, было принято решение о присоединении школы №19 к гимназии №12, специализирующейся на изучении иностранных языков. С ноября 2008-го я был назначен директором объединенного учреждения, которому оставили название гимназии №12. А в 2011 году к гимназии присоединили еще и школу №16, получилось достаточно мощное учреждение с количеством учеников более тысячи и тремя корпусами. Детям в случае объединения всегда дается возможность доучиться. Например, так как 12-я гимназия гуманитарная, то для классов, которые обучались в 19-й школе, мы ввели дополнительно право и экономику и сделали упор не на изучение сложных предметов, а на углубленное изучение гуманитарного цикла. Сложности были с начальными классами, так как в здание 19-й школы мы перевели всех детей с 5-го по 11-й класс, а гимназический корпус отдали под начальную школу, предварительно сделав там ремонт и создав необходимые условия: оборудовали спортивный зал, столовую, укомплектовали библиотеку, учебные кабинеты, сенсорную комнату. Но, конечно, когда выводили туда младшие классы, детям из 19-й школы дали возможность по желанию доучиться в своем здании, а в дальнейшем все первые классы начали набирать в отдельное помещение начальной школы.- То есть не все родители на ура воспринимают обучение в «школах ступеней»?- Проблемы есть. У нас в городе по системе «школа ступеней» работают девять школ. И когда родителям приходится водить, а то и возить детей в здание, которое находится дальше от дома, это вызывает недовольство. Всем хочется водить ребенка в школу, которую видно из своего окна. И не важно, что до этого корпуса две минуты идти, а до следующего 10 минут – все равно много. Поэтому мы пришли даже к такому варианту, что живущие рядом учителя начали утром забирать детей у корпуса №1 и провожать их до корпуса №2. – С какими надеждами и планами вы начали новый учебный год? – С 1 сентября вступил в силу новый Закон «Об образовании в РФ», поэтому работы много, особенно с разъяснениями закона родителям. В законе об образовании много статей, вызывающих у родителей и общественности различные вопросы. Это касается обеспечения учебниками, введения школьной формы, дополнительных платных образовательных услуг, перехода на новые государственные стандарты.Например, многие родители считали, что школьная форма потребует больших затрат, что обязательной станет покупка одежды только у определенных поставщиков и для всех будет одна модель. Но от региона была дана только общая рекомендация, а каждое образовательное учреждение самостоятельно с предварительным обсуждением на управляющих советах решило, какой быть их школьной форме. А так как у нас 90% всех школ – это автономные образовательные учреждения, там эти вопросы обсуждались еще и на наблюдательном совете.- А какие рекомендации давал Комитет образования? – Еще в начале июля областное Управление образования совместно с комитетом провели выставку школьной формы. Пригласили поставщиков, причем не только из Тамбовской области, но и из Липецка, Воронежа. Были разные ценовые категории, например, блузка для девочки могла стоить и 200 рублей, и тысячу, и даже больше. На выставку приходили руководители учреждений образования, представители управляющих советов, родители. И многие учреждения приняли во внимание наши предложения. Понятно, что дети хотят чем-то выделиться, и одинаковая школьная форма ими не приветствуется. Мы даже специально обращали на это внимание руководителей школ. Поэтому каждое учреждение самостоятельно выбирало свою форму, а от нас получило рекомендацию придерживаться определенного дресс-кода и включить в костюм для девочек брюки как часть школьной формы для холодного времени года. Еще один вопрос, который волнует многих родителей, – это обеспечение бесплатными учебниками. И действительно, согласно новым ФГОС, которые у нас введены во всех школах с 1-го по 3-й класс, в ряде учреждений в 4-м классе и в двух образовательных учреждениях  в 5-6-х классах сейчас полная обеспеченность бесплатными учебниками. Правда, даже в этих классах все, что имеет индивидуальное применение – прописи, рабочие тетради, – родители покупали самостоятельно. А учебники приобретали централизованно.Тамбов готовился к введению закона раньше, и школы пополняли свои фонды за счет бюджета и вне бюджета. Также создавались обменные фонды, когда старшие ученики оставляли свои учебники в школах для тех ребят, которые придут после них. Но на сегодняшний момент родители часто путают, что есть учебники, а есть рабочие тетради, которые ребенок исписывает и передать их в следующий класс невозможно. Особенно много этих вопросов в начальной школе, где много одноразовых рабочих тетрадей.- Евгений Дмитриевич, насколько я поняла, 90% школ в Тамбове уже получили статус автономного образовательного учреждения? – Да, из 20 у нас 18 стали автономными, а оставшиеся уже подали документы на оформление. Мало того, двое из шести руководителей спортивных школ уже изъявили желание перевести учреждения в статус автономных.- Но обычно директора боятся, что при автономии и бюджетного финансирования не дадут, и внебюджетное отнимут. Как же вы своих уговариваете?- У автономных учреждений ответственности больше, чем у бюджетных, это верно. Но в праве выбора самостоятельности у руководителя тоже возможностей больше. Наш состав руководителей готов сегодня выполнять те задачи, которые ставятся перед автономными учреждениями.Сегодня у нас не осталось ни одной школы, которая не развивала бы платные услуги в дополнение к тому, что сохраняется бесплатное допобразование.Вопрос, конечно, острый. Позиций явных две: одни говорят, что это надо и правильно, другие вспоминают советские времена, когда все было бесплатно. Однако групп продленного дня остается все меньше, а учебный процесс заканчивается у младших к 13 часам. Поэтому у нас созданы группы присмотра для первых классов, а для остальных – школа полного дня с платным пребыванием. В 8.30 утра отдали ребенка, а в восемь вечера забрали. Он накормлен, уроки сделаны, на улице погулял – все хорошо, родители довольны.Еще один бесспорный плюс платных услуг – легализация репетиторства. Мало того что через репетиторов очень большие деньги проходят мимо системы образования, еще и складываются ситуации, когда родители все чаще приходят с жалобами: занимались с репетитором, платили ему деньги, а в вуз не поступили, ЕГЭ провалили. А жаловаться, в общем-то, не на кого, так как договор не заключили, уровень подготовки репетитора подчас неизвестен… Когда в образовательном учреждении вводятся платные услуги, с родителями заключается договор, оплата идет по безналичному расчету через банкомат, и на руках у родителей есть все документы. Поэтому если возникает ситуация, когда договор не исполняется, родитель вправе предъявить претензии и даже подать в суд.- А как насчет бесплатного дополнительного образования? Его в начальной школе по новому стандарту должно быть до 10 часов в неделю. Это соблюдается?- Обязательно. Спектр услуг очень большой. Среди бесплатных могут быть и хореография, и окружающий мир, и бисероплетение, и спортивные секции – все зависит от того, что могут предложить педагоги, работающие в школе. Еще у нас действуют договоры с учреждениями дополнительного образования, по которым преподаватели домов творчества и музыкальных школ приходят в обычные школы и занимаются с детьми. ЦифраВ Тамбове более 24 тысяч школьников. На одну школу в среднем приходится 2-3 здания и чуть более тысячи детей.Факт В 2008 году в Тамбове была 31 школа. В 2012-м в городе осталось 19 школ, имеющих статус юридического лица. В 2013-м принято решение выделить из состава школы №36 школу №1, и теперь в городе 20 школ – «юридических лиц». В администрации города говорят, что это решение окончательное и на ближайшее время никаких реорганизаций не планируется.Тамбов


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту