search
main
0

Право и экономика Инициатива и бизнес Юридические формы предпринимательства

Тема “Социально-экономические права граждан РФ”
Цель: рассмотреть сущность социально-экономических прав.
Задачи:
Дать понятие социально-экономических прав.
Рассмотреть экономические права и свободы.
Рассмотреть социальные права.
Формирование правового сознания учащихся.
Учитель: Задача сегодняшнего урока – изучение вопроса о социально-экономических правах граждан РФ.
Вы должны знать, какими правами и свободами обладаете, живя в условиях регулируемой рыночной экономики.
Сегодня на уроке вы работаете по следующей программе (программу урока можно написать на доске, а можно размножить на каждый стол).

Программа:
1. Изучение нового материала:
а) разобрать ╖4 учебника “Право и экономика” Кашаниных;
б) составить план-конспект ╖ по алгоритму:
понятие социально-экономических прав;
экономические права и свободы;
социальные права.
2. Самоконтроль.
Ответить (в парах) на вопросы к ╖, стр. 32-33.
3. Применение знаний в новых условиях.
Высказать свое мнение по проблеме (см. “Вопросы для обсуждения”, стр.33).
Задание выполняется письменно.

Урок-практикум
Цель: проверить усвоение учащимися материала по теме.
Задачи:
1. Учить применять знания для анализа конкретных ситуаций.
2. Формирование правового сознания учащихся.
3. Развитие мышления, умения применять знания, умения анализировать и делать выводы.
Учитель: Вы изучаете данный курс для того, чтобы не только овладеть теоретическими знаниями по курсу “Право и экономика”, но и для того, чтобы уметь применять знания в практических ситуациях. Для этого мы проводим урок-практикум. Правовые задачи сложны, и ответы часто далеко не очевидны, потому что они всегда связаны с реальной жизнью, а жизнь весьма разнообразна.
Основой для решения задач по праву всегда является закон. Только зная положения закона, можно правильно решить задачу. Нужно либо “подвести под закон” конкретную ситуацию, либо “наложить закон” на конкретную ситуацию. Только тогда можно дать ответ на вопрос, законны ли действия лиц и организаций, указанных в условиях задачи.
Решаются задачи: стр.20 (1, 2, 3), стр.25, вопросы 10, 11, 12 и задачи 1, 2; стр. 33-34 (1, 2, 3).
Формы работы можно предложить две:
а) фронтальное решение: зачитываются условия задачи, идет обсуждение и находится решение задачи;
б) групповое решение: класс разбить на группы по 3-4 человека и каждой группе предложить задачу для решения. Сначала задача обсуждается и решается в группе. Затем заслушиваются выступления групп с их вариантом решения задачи. Вариант обсуждается всем классом. Вносятся коррективы, если они требуются.
Что нового вы узнали на сегодняшнем занятии?
Каким навыкам научились?
Как это может пригодиться в жизни?
Что вам понравилось в ходе занятия и что вы предлагаете изменить?

Тема “Понятие предпринимательства”
Цель: рассмотреть сущность и признаки предпринимательской деятельности.
Задачи:
1. Формирование мировоззрения учащегося.
2. Развитие учебно-интеллектуальных умений.
Вариант 1.
Урок-дискуссия по проблеме: “Бизнес: польза или вред?”. В этом случае учащиеся получают предварительно задание – разобрать ╖ 5 и позиции спора (стр. 39).
Класс разделяется на сторонников и противников бизнеса. Каждый ученик должен дома продумать свою позицию и подобрать аргументы в пользу соответствующей точки зрения. Учащиеся должны заранее обговорить свои аргументы, т.к. повторы в аргументации в ходе дискуссии не допускаются.
Урок начинается с установления правил дискуссии:
слово предоставляет ведущий;
реплики с места не допускаются;
перебивать нельзя;
нужно слушать и слышать других;
уважать чужую точку зрения;
определяется время для выступления каждому участнику.
В заключение учитель подводит итоги дискуссии, определяет достоинства и недостатки команд, победителя данной дискуссии.

Вариант 2.
Урок проводится с использованием методики критического мышления.
Что такое предпринимательство? С какими ассоциациями у вас связано это понятие?
Учащиеся высказывают свои представления по данному вопросу. Учитель записывает их на доске без комментариев.
Далее учитель предлагает учащимся самостоятельно изучить ╖ 5, используя прием “пометки на полях”.
V – я это знаю;
? – информация требует пояснения;
NB – новая информация;
– я так не думал.
Затем на основании анализа текста заполняется таблица: знаю (V); хочу узнать(?); узнал новое (NB).
После заполнения таблицы учитель предлагает обсудить ее содержание. Основное внимание уделяется разбору графы “хочу узнать”. Ответив на вопросы учащихся, учитель обращается к записям на доске, сделанным в начале урока. С доски стираются те представления, которые не соответствуют полученным знаниям.
Далее учащимся предлагается для закрепления материала составить схему:
“Предпринимательская деятельность”.
Перечислить ее признаки.
В заключение урока можно использовать индивидуальный тренинг и предложить выполнить тест на стр. 40-41.
На дом: составить синквейн “Предпринимательская деятельность”.

Алгоритм синквейна:
1 ряд понятие
2 ряд прилагательное прилагательное
3 ряд глагол глагол глагол
4 ряд предложение
5 ряд резюме

Тема
“Виды предпринимательства”
Цель: рассмотреть виды и формы организации предпринимательской деятельности.
Задачи:
1. Способствовать формированию мировоззрения.
2. Развитие учебно-интеллектуальных умений и навыков.
Метод: модульный урок.

Беседа с классом
Учитель: На прошлом занятии мы знакомились с сущностью предпринимательской деятельности и ее признаками.
Что такое предпринимательская деятельность?
Какими признаками она обладает?
Всякая ли деятельность, приносящая прибыль, является предпринимательской?
В чем проявляется самостоятельность предпринимателя и ограничена ли она чем-либо?
Что значит предпринимательство – инициативная деятельность?
Когда получение прибыли можно считать систематическим?
Какие у вас получились синквейны?
Сегодня нам необходимо познакомиться с видами и формами организации предпринимательской деятельности.
Далее учитель объясняет ход работы на уроке, который изложен на листах-планах. Желательно, чтобы такие планы урока были на каждой парте. (Вводный этап I можно в планы не вносить, если он проходит в форме беседы, но если он предполагает письменное или тестовое задание, то он должен быть внесен в план урока).
Задание: разобрать п.1 ╖ 6 “Виды предпринимательства по сферам экономики” (стр. 42-43).
Контроль: составить схему.
Задание: разобрать п.2 ╖6 “Формы предпринимательства”, стр. 43-46.
Контроль: составить схему. (См. схему).
Задание: разобрать вопрос для обсуждения, стр.48.
Контроль: составить таблицу.

Тема “Индивидуальное предпринимательство”
Цель: рассмотреть условия, необходимые для того, чтобы заниматься индивидуальной предпринимательской деятельностью.
Задачи: 1. Повторить понятие правоспособности и дееспособности.
2. Рассмотреть правовой статус индивидуального предпринимателя.
3. Выяснить, какую экономическую роль играет малый бизнес.
4. Формирование правосознания.
5. Развитие учебно-интеллектуальных и учебно-информативных умений и навыков.
План изучения:
1. Возраст, необходимый для занятия предпринимательством.
2. Правовой статус индивидуального предпринимателя.
3. Экономическая роль малого бизнеса.
Ход урока:
Учитель: Мы начинаем более подробное знакомство с формами организации предпринимательской деятельности. Сегодняшний урок посвящен изучению индивидуальной предпринимательской деятельности.
Задача заключается в том, чтобы выяснить условия, необходимые для занятия индивидуальным предпринимательством (сообщается тема урока).
Для того чтобы заниматься индивидуальным предпринимательством, гражданин должен приобрести статус индивидуального предпринимателя. (Учитель сопровождает свой рассказ записями и схемами на доске. Учащиеся заносят их в тетради по мере объяснения материала).
Статус индивидуального предпринимателя.
(Что он в себя включает? – риторический вопрос).
1. Имя (фамилия, имя, отчество).
В ГК РФ найдите статью, характеризующую имя гражданина (стр.15 хрестоматии, ст.19).
2. Место жительства (постоянное или преимущественное).
3. Гражданская правоспособность.
Что такое правоспособность? Что такое гражданская правоспособность?
Подтвердите с помощью закона данное определение (хрестоматия, стр.14, ст.17 гл.3 ГК РФ).
В плане правоспособности никто не имеет никаких привилегий и преимуществ перед другими людьми. Только суд может допустить ограничение правоспособности. Все граждане могут иметь имущество на праве собственности, наследовать, завещать, заниматься предпринимательской деятельностью, совершать сделки и т.д. Гражданин может иметь любые имущественные права, не запрещенные законом.

4. Гражданская дееспособность.
Что такое гражданская дееспособность?
Найдите в законе характеристику дееспособности (хрестоматия, стр.15, гл.3, ст.21 п.1 ГК РФ).
Дееспособность создает определенные возрастные ограничения. Здесь преимуществом обладают люди, достигшие совершеннолетия. Запомните, что только суд может признать человека недееспособным.
До 6 лет – недееспособный
+ психические больные, признанные недееспособными по суду.
Какие положения устанавливает закон по отношению к недееспособным? (Хрестоматия, стр.19, ст.29).
То, о чем мы вели речь, касается каждого гражданина, даже если он и не будет никогда заниматься предпринимательской деятельностью. Что же касается предпринимателя, то он имеет еще и особый правовой статус.
Что такое правовой статус гражданина?
Найдите в учебной книге на стр.52 определение правового статуса индивидуального предпринимателя. Речь идет не только об общих правах и обязанностях, но и еще дополнительно о правах и обязанностях, позволяющих заниматься предпринимательской деятельностью.
Что же это за особенные права и обязанности?
Разбираем текст ╖ 7, п.2.

5. Правовой статус индивидуального предпринимателя.
Приобретается с момента государственной регистрации (осуществляет местная администрация).
Государственная регистрация обязательна.
Может нанимать работников, т.е. заключать с ними трудовой контракт.
Обязательно соблюдать нормы трудового законодательства.
Споры рассматривают общие суды.
Может быть признан банкротом, должен заплатить по долгам своим имуществом.
Может работать в любой деятельности на платной основе в частных, государственных и общественных организациях, если закон не запрещает совмещать эту работу с предпринимательской деятельностью (не может быть одновременно депутатом, судьей, гос. служащим).
Имущество может завещать и передавать по наследству, но право заниматься предпринимательской деятельностью по наследству не передается. Наследник тоже должен пройти гос. регистрацию.
Индивидуальное предпринимательство называют малым бизнесом: магазины, рестораны, парикмахерские, такси, предприятия бытового обслуживания и т.д. В этой сфере главное – хорошо и много работать.
Малый бизнес приносит и большую пользу обществу: создаются новые рабочие места для людей, не имеющих специального образования; внедряются новые товары и услуги, люди обеспечиваются специализированными товарами и услугами. Но, к сожалению, предприятия малого бизнеса менее устойчивы в конкурентной борьбе, чем крупные предприятия.

Николай КОВАЛЕНКО,
Ирина СЕМЕНИХИНА,
учителя права
Брянск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте