После опубликования в “Учительской газете” информационных материалов о направлении трансфертов в регионы с целью оказания финансовой помощи субъектам Российской Федерации для своевременной выплаты заработной платы и частичного погашения образовавшейся задолженности по выплате заработной платы работникам учреждений бюджетной сферы в Правительство Российской Федерации, Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации поступили и продолжают поступать многочисленные обращения работников образовательных учреждений по телефону и в письменном виде со сведениями о том, что в конкретную школу, чаще всего сельскую, в конкретный район, удаленный от регионального центра, не поступили финансовые средства, выделенные Правительством Российской Федерации на выплату зарплаты за текущий месяц, что долги по выплатам компенсаций педагогическим работникам на обеспечение приобретения книгоиздательской продукции в отдельных случаях не погашаются с 1996 года.
Управление инспекционно – аналитической работы Минобразования России в январе-марте 1999 года отвечало на все телефонные обращения по вопросам задолженности в выплате заработной платы, рассматривало письма, заявления работников образовательных учреждений, учитывало в своей работе сведения, поступающие из территорий. Вместе с тем в настоящее время возникла необходимость через газету дать принципиальные разъяснения по комплексу существующих проблем.
В соответствии с законодательством Российской Федерации финансирование расходов на содержание муниципальных учреждений осуществляется из местного бюджета, в основном наполняемого из поступлений в виде установленных органами местного самоуправления налогов и сборов. В том случае если муниципальное образование является “дотационным”, то в местный бюджет поступает и часть плановых трансфертов, направляемых из регионального и федерального бюджетов (в соответствии с межбюджетными соглашениями), и часть возможного дополнительного финансирования из Федерального фонда помощи субъектам Российской Федерации в виде ссуд по соответствующему распоряжению Правительства Российской Федерации.
По информации Минфина России в феврале 1999 г. в региональные бюджеты из федерального бюджета для оказания финансовой помощи регионам перечислена сумма в объеме 3.677 млрд.рублей и ссуды на сумму 1.064 млрд.рублей, которые в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 05.05.98 ? 495 “О дополнительных мерах по обеспечению выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы и оздоровлению государственных финансов” должны были быть использованы в первоочередном порядке на финансирование расходов по выплате заработной платы, принимая во внимание то, что на эти же цели будет выделено не менее 40 процентов собственных доходов бюджетов всех уровней. Финансирование других расходов могло осуществляться только при условии выплаты заработной платы работникам бюджетных организаций в полном объеме.
На заседании Правительства Российской Федерации (от 11 марта 1999 г., протокол ? 9) по вопросу “О ходе погашения задолженности по оплате труда работникам бюджетной сферы” принято решение рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, имеющим задолженность по заработной плате:
внести на утверждение законодательных органов власти субъектов Российской Федерации графики выплаты текущей заработной платы и поэтапного погашения задолженности по ней исходя из размеров поступающих доходов в бюджеты всех уровней и перечисленных средств федерального бюджета;
при оказании финансовой помощи органам местного самоуправления из региональных бюджетов учитывать уровень задолженности по заработной плате работникам бюджетной сферы, не допуская значительных разрывов среди муниципальных образований;
заключить соглашения с соответствующими органами федерального казначейства по переводу на кассовое исполнение бюджетов субъектов Российской Федерации через лицевые счета, открытые в органах федерального казначейства;
создать рабочие группы с участием представителей законодательных органов власти, профсоюзных организаций, правоохранительных органов по контролю за использованием финансовых средств, направляемых на выплату заработной платы.
В соответствии с Федеральным законом от 04.02.99 ? 22-ФЗ “Об упорядочении оплаты труда работников организаций бюджетной сферы” установлена с 1 апреля 1999 года тарифная ставка (оклад) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы в размере 110 рублей в месяц.
Для привлечения дополнительных финансовых средств в сферу образования Минобразования России инструктивным письмом от 15.12.98 ? 57 на федеральном уровне определило порядок создания внебюджетных фондов и их функционирования, разработало примерное положение о Попечительском совете. Целью создания внебюджетных фондов является как централизация финансовых средств, поступающих из различных источников, для развития системы образования, так и увеличение оплаты труда работников образовательных учреждений.
Однако с учетом мер, предпринятых Правительством Российской Федерации, во многих субъектах Российской Федерации имеется задолженность, превышающая трехмесячный фонд оплаты труда работников бюджетной сферы. В ряде регионов на оплату труда направляются финансовые средства в объемах менее 40 процентов от суммы собственных доходов и финансовой помощи из федерального бюджета, имеется значительная неравномерность в погашении задолженности по выплате заработной платы среди муниципальных образований.
Несмотря на принятые обязательства, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации продолжают широко применять зачетные схемы при исполнении своих бюджетов, недостаточно осуществляют контроль за целевым использованием финансовых средств, выделенных на выплату заработной платы работникам бюджетной сферы.
В Минобразовании России с 1997 года создана и действует рабочая группа с участием представителей ЦК профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации по контролю за использованием финансовых средств, направляемых на выплату заработной платы. Еженедельно проводится сбор оперативной информации от региональных органов управления образованием, анализируется положение с ежемесячной выплатой и частичным погашением задолженности по выплате заработной платы работникам образовательных учреждений, подведомственных субъектам Российской Федерации и муниципалитетам, разрабатываются предложения для Правительства Российской Федерации об изменении технологий и механизмов выплаты заработной платы в сфере образования. Ответственными работниками Минобразования России в пределах своей компетенции осуществляются контрольные проверки в регионах и муниципальных образованиях за распределением доходов местных бюджетов на выплату заработной платы и устранения причин социальной напряженности в педагогических коллективах.
Выплаты денежной компенсации педагогическим работникам с целью содействия обеспечению их книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями не отнесены к “защищенным” статьям расходной части бюджетов. Муниципальные органы управления образованием местного самоуправления с согласия педагогических работников могут организовать погашение задолженности по данному виду компенсаций в форме взаимозачетов (оплата коммунальных услуг, приобретение товаров первой необходимости и др.).
В соответствии с п.2 ст.35 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” от 28.08.95 ? 154-ФЗ “формирование, утверждение и исполнение местных бюджетов, контроль за их исполнением осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно”. В связи с этим Управление инспекционно-аналитической работы рекомендует педагогическим работникам как представителям наиболее активной части электората не только ознакомиться с отчетами об исполнении местного бюджета и расходовании бюджетных средств на образование, но и потребовать от представительной и исполнительной властей местного самоуправления исполнения Указа Президента Российской Федерации от 05.05.98 ? 495 и решений, принятых на заседании Правительства Российской Федерации 11.03.99 (протокол ? 9).
В.Ф.САУТКИН,
начальник Управления
инспекционно-аналитической работы
Комментарии