Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Правильный выбор. Дети должны сделать его к девятому классу

Учительская газета, №15 от 20 апреля 2004. Читать номер
Автор:

Когда сегодня говорят о профильном обучении, то часто путаются в понятиях. Одни отождествляют его с профессиональной ориентацией, другие ставят вровень с углубленным изучением отдельных предметов. Когда же разговор заходит о предпрофильной подготовке, многие вовсе недоумевают: это еще что такое и зачем? А в стране тем временем набирает ход эксперимент по введению профильного обучения, в нем участвуют многие российские регионы, в том числе и Московская область.

О значении предпрофильной подготовки и проблемах ее введения мы поговорили с проректором по научно-методической работе ИПКиПРО Московской области, академиком Международной педагогической академии Михаилом МУХИНЫМ. Профильное обучение, с его точки зрения, это фундамент, на котором должна выстраиваться жизненная траектория любого гражданина нашего общества, это будущее не только нашей страны, но и всего мирового образования. По мнению Мухина, цель предпрофильной подготовки состоит в том, чтобы с помощью изучения различных элективных курсов школьник мог выбрать подходящий ему профиль.

– Михаил Иванович, с какого класса, по-вашему, нужно вводить предпрофильную подготовку?

– По всем нормативным документам предпрофильная подготовка должна начинаться с 9-го класса. Но не потому, что это самый оптимальный вариант. Просто сегодня нет других возможностей, особенно финансовых. Если же говорить серьезно, то предпрофильное обучение надо начинать чуть ли не с детского сада. Объясню почему. Дело в том, что один ребенок определяется с выбором жизненного пути в начальных классах, второй – в основной школе, третий – на старшей ступени. Многие же не могут определиться с выбором профессии даже после школы.

– Детей заставят выбирать профиль или это будет происходить добровольно? Могут ли они отказаться?

– Насилие никогда ни к чему хорошему не приводило. Конечно же, выбор будет только на добровольной основе и ученики вправе отказаться от профильного обучения.

– Не вызовет ли введение предпрофильной подготовки перегрузки детей?

– При правильной организации это исключено. На предпрофильную подготовку будут отданы те часы, которые раньше отводились на факультативы. Общая нагрузка сохранится в том виде, в каком она утверждена Базисным учебным планом. Думаю, переутомляться дети не будут.

– Что необходимо для введения предпрофильной подготовки и все ли школы могут ее ввести?

– В первую очередь нужны квалифицированные кадры. Этим сегодня и занимается ИПКиПРО Московской области. В подмосковном регионе 160 тысяч педагогов. В идеале все они должны пройти соответствующую переподготовку, но, сами понимаете, такое в короткий срок просто невозможно. В связи с этим в институте пошли оптимальным путем. Мы планируем обучить представителей районных методических служб, которых в области семьдесят две. Из обычных методистов подготовят тьюторов. Получив необходимые знания в стенах областного ИПКиПРО, они должны будут организовать подобные курсы в своем районе. Также тьюторов мы готовим из числа директоров школ и их заместителей. Таким образом, за три года предполагается подготовить 720 специалистов. В свою очередь каждый из тьюторов обучит 180 педагогов. Только таким способом мы сможем охватить всех учителей Московской области. Кроме тьюторов начиная с этого учебного года на каждом курсе повышения квалификации учителей выделена программа протяженностью не менее 12 часов, где педагогов будут готовить для ведения в школе профильной и предпрофильной подготовки.

Профильное и предпрофильное обучение не состоится, если не будет специальных учебно-методических комплектов. Надо отметить, что в этом направлении идет кропотливая работа, и, думаю, за три года проблема нехватки УМК будет решена. В Московской области активно разрабатываются программы элективных курсов, для чего используются научный потенциал ИПКиПРО и наработки учителей-практиков. Ученый совет дал добро на их публикацию, чтобы ими пользовались не только в Подмосковье, но и в других российских регионах.

Что касается второй части вопроса, то мы планируем охватить все школы. Другое дело, что формы организации профильного обучения будут различны. Конечно же, в городской школе, где параллель состоит из трех классов, легче определиться с выбором профилей. В районах предполагаются самые разные формы в зависимости от условий, в том числе и подвоз детей.

– Планируется ли выделение бюджетных средств на предпрофильную подготовку или школы будут изыскивать их самостоятельно?

– Вы намекаете на то, что этот вопрос может решаться за счет родителей? Нет, предпрофильная подготовка будет финансироваться только из бюджетных источников Московской области. Но никто не запрещает школе привлекать спонсоров и другие внебюджетные средства.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту