В Петербурге существует единственный в стране Национальный институт здоровья, учрежденный Министерством образования РФ и Государственным комитетом РФ по физической культуре и спорту в 1999 году. Он определен базовым по подготовке специалистов в области сохранения и укрепления здоровья. Своевременность его создания была несомненна даже при том, что валеологию как учебную дисциплину в конце 90-х годов изъяли из образовательного процесса. Необходимость существования института подтверждается и сегодня, когда страна должна всерьез заняться качеством обеспечения жизни, ведь главный элемент этого процесса – здоровье.
О здоровье мы и вели разговор с ректором института, доктором медицинских наук, профессором Павлом ГОРБЕНКО. Причем мой собеседник сразу заявил о своей позиции:
– Образование – единственная структура, которая ведет ребенка с трех лет и почти до самой смерти. Если мы хотим коренным образом улучшить ситуацию со здоровьем населения, то должны в системе образования создать службу здоровья и профилактики социальных заболеваний.
Наш институт разработал схему создания такой службы. Первым шагом должно стать введение в школах, вузах предмета. Три его вероятных названия таковы: валеология, культура здоровья, качество жизни и здоровье. Почему необходимо введение предмета? Мы должны дать образование. Вводимая дисциплина будет объяснять детям, как быть здоровым. Как есть, что есть, каким должен быть режим. Вы можете возразить, мол, есть стандартный ответ, что такое вести здоровый образ жизни: не пить, не курить, заниматься физкультурой. Но если заниматься физкультурой, то кто расскажет, как. На мой взгляд, например, на первом месте стоит вопрос питания, а не физкультура. Значит, нужно разработать систему питания. А кто это сделает, какой специалист?
Мы сегодня уже начали подготовку специалистов по здоровью. Путем переподготовки. Через систему первичного образования их готовить нельзя. Разве у девочки-студентки мысли о преподавании? Это должна быть женщина-мать, воспитавшая хотя бы одного ребенка. Заботясь о своем ребенке, она известную модель перенесет и на других детей.
– Как предмет «качество жизни и здоровье» впишется в учебный план?
– Сегодня в школах введен третий урок физкультуры. Я убежден, в нем нет необходимости, поскольку мы не можем обеспечить нормальных санитарно-гигиенических условий и для двух уроков. Можно заменить этот урок уроком качества жизни и здоровья.
Преподавать предмет будет обязательно валеолог – специалист по здоровью, так как главное качество жизни – это здоровье. Валеолог, научив ребенка, допустим, правильно питаться, преобразует семью. Если им будет разработана оздоровительная программа, родители, возможно, соберутся вместе с ребенком участвовать в ней. Это реальный ход в сторону оздоровления всего населения. Через взрослых повлиять на ребенка невозможно, а наоборот – вполне.
Итак, первое – это преподавание предмета. Второе: подготовка специалиста. Я уже говорил, что это должна быть женщина-мать. Предметная специализация не имеет значения. Сегодня идет значительное сокращение педагогических кадров в связи с сокращением численности детей, поэтому если к нам, скажем, придет учительница физики, то у нее появится возможность продолжать работу в школе, только уже в качестве хорошего специалиста по здоровью.
– Какова структура службы здоровья?
– В каждом образовательном учреждении должна быть служба сохранения и укрепления здоровья и профилактики социальных заболеваний: наркомании, алкоголизма, табакокурения, СПИДа. В ее состав должны входить валеолог, психолог, преподаватель физкультуры. Здесь нужно уточнить: физкультуру необходимо сделать оздоровительной, а не нормативной. Зачастую дети, которым нужна лечебная физкультура, освобождаются от нее. Далее, в состав службы здоровья входит и социальный педагог. Его задача – создание нормального социального климата в семье и школе, а также профориентация ребенка, основанная на рекомендациях валеолога и психолога. Если мы строим такую модель, то высшей деятельностью школы становится не передача знаний, подчас пустых, а формирование здорового, успешного молодого человека. Служба здоровья решает вопросы здоровья, профориентации, а задача преподавателей – дать знания и умения.
Валеолог должен быть практикующим специалистом по здоровью. Должен проводить тестирование здоровья и качества жизни и на основании этого каждому ребенку разрабатывать персональную оздоровительную программу. Задача всей команды – реализовывать эту программу. Последняя должна регулярно корректироваться, а тестирование – проводиться два раза в год. На его основе вносятся корректировки в зависимости от динамики. Условие таково: технологии должны быть не медицинские, а оздоровительные. Мы создали такую систему тестирования и оздоровительных технологий и также создали концептуальную модель, что такое здоровье и как им управлять.
В идеальном варианте в каждой школе должен присутствовать центр здоровья, который способен стать фактически микрорайонным клубом здоровья, куда вечером будут приходить дети вместе с родителями. Там должно быть кафе здорового питания. Это, по сути, привлечение и сплочение семьи. Причем такой клуб достаточно посещать два раза в неделю.
Еще один шаг – это работа в области оздоровительной психологии. Нужно создать стандарт школьной оздоровительной психологии.
Необходимо также сделать четкий стандарт по оздоровлению социальной среды и профориентации для социального педагога. И создать стандарт здорового питания для детей. Могу объяснить, насколько это важно, на примере. Мы показали, что питание в значительной мере формирует наркомана. У ребенка очень часто развивается такое состояние, как гипогликемический синдром – снижение сахара в крови, то есть чувство голода. Вы замечали, ребенок летом, побегав, хочет есть. Попробуйте не дать ему еды, и вы увидите наркомана с синдромом отмены наркотиков: он агрессивен, перевозбужден. Что мы делали раньше? Давали ребенку бутерброд, который включал в себя масло, колбасу, котлету, или варенье. Но главное, в нем был хлеб, который содержал крахмал. Тот медленно переваривался, концентрация сахара в крови медленно нарастала, потом медленно понижалась. Что делаем сейчас? Даем «сникерс», «марс», кока-колу, которые содержат так называемый быстрый сахар. Он «взлетает», потом резко «падает». Промежуток между чувством сытости сокращается, фактически создается сахарная зависимость. Ребенок перестает удовлетворяться сахаром и ищет что-то другое. Начинает курить. Курение удовлетворяет чувство голода. И потом, это мощный оральный рефлекс, и удовлетворение его само по себе снижает чувство голода. Параллельно с этим ребенок начинает потреблять пиво и легкие алкогольные напитки. В пиве содержится около 80 граммов сахара на один литр. То есть человек, выпивая пиво, съедает полстакана сахара, но не забывайте, что алкоголь – это тоже продукт метаболизма сахара и очень мощный энергетический субстрат. Что получается? Человек еще больше активизирует сахарную зависимость. Возникает нарушение всех видов обмена в организме. Человек ничем не может удовлетворить чувство голода. Лучшее средство для снятия этого чувства – наркотики.
Таким образом, вопрос питания в школах – один из принципиальных. Государство должно сделать все возможное, чтобы обеспечить здоровым питанием каждого ребенка.
– Павел Петрович, а что должны знать специалисты по здоровью?
– Культуру здоровья, немного физиологию, биохимию, а также знать основное: систему тестирования здоровья и систему разработки персональной оздоровительной программы.
Санкт-Петербург
Комментарии