search
main
0

Правая рука, справка, правило… слова одного корня?

“Обучение надо иногда начинать не с первого и не с того, что есть начало в предмете, а оттуда, откуда легче всего научиться”.
Аристотель

“Поговорим о праве…” – с этих слов обычно начинаю каждый первый урок об основах юридических знаний. В настоящем учебном году удалось в специфической школе под веселым названием “Мишка” (там детский сад плавно переходит в учебное заведение) вести свои занятия уже с шестого класса. Если ничего не помешает, закончу их в выпускном. Когда писал учебное пособие “Право на жизнь, или жизнь права”, частично опубликованное в “Граждановедении” (1997 год), именно об этом и мечтал.
Итак, шестиклассники… С чего начать разговор о довольно сложном для них в понятиях, терминах нашего латинизированного, сухого и казенного юридического языка, но и весьма близком в реальности, которую они часто не осознают как правовую.
Вот тут и вспомнилось высказывание великого философа. Именно с легкого, с игры в слова начинается первый урок. Прошу учеников записать “стихотворение”:

В газету как-то управдом
Направлял статью про дом,
Где справа, слева, там и тут
Не по правилам живут,
Поселились не по праву,
Не найдешь на них управу.

От неправедных сих дел
Наш правитель заболел,
Правда, врач дает нам справку,
Что идет он на поправку.
Право, стоит разобраться:
Справедлив или не прав
Этот наш домоуправ.

Не поэзия, конечно. Обычное рифмоплетение, но свою рабочую функцию исправно выполняет. Прошу учеников подчеркнуть все слова с корнем “прав” и задуматься, какая связь между ними. Если она есть, конечно. Действительно, “правая рука” и правовая норма, справка и правило, правда и праведный – что здесь общего? Первая реакция детей: созвучие, случайное совпадение. Но некоторые задумываются, на руки смотрят.
Специально выстраиваю на классной доске в определенной последовательности сугубо юридические термины (предварительно объяснив, что юридическое и есть правовое в переводе с латыни), а именно – “правоотношения” – “правомерное поведение, правонарушение” – “правосудие”. Не объясняя их значения, привожу элементарный пример бытовой сделки, понятной и младшему школьнику: “А. у Б. попросил взаймы деньги на два месяца и вот уж год как не отдает. Б. обратился в суд”. На этом примере и выясняем, кто здесь ведет себя неправильно, что есть правда, почему справедливым должен быть суд.
Все это хорошо, скажут некоторые, но при чем здесь “правая рука”? Давайте подумаем: может, она потому и правая, что правильная, у большинства из нас основная в делах. К тому же и за правым плечом у нас, если верить, ангел-хранитель, а через левое плечо плюем – на кого? Может, недаром в Екклезиасте сказано: “Сердце мудрого – на правую сторону, а сердце глупого – на левую” (10.2)?
О том, что право есть разновидность социальных норм, разговор особый, и он впереди. Шестиклассники историю человеческого общества довольно хорошо представляют и потому легко усвоят переход в этой истории и от первичных, простейших правил (а “норма” с латинского и есть правило) сосуществования людей, правил, зародившихся в первобытной общине, через обычаи, традиции, религиозные нормы, моральные требования к юридическим. Но для этого рассказа, который продуктивно сопровождать игрой в “необитаемый остров”, требуется отдельный урок.
Пока же продолжаем работать над словом “право”.
Во-первых, оно многозначно и не всегда означает действительно правовое, юридическое, т.е. нормы, правила поведения, а именно: что можно, что должно и что запрещено, правила общеобязательные, отраженные в специальных документах, называемых нормативными актами, и поддерживаемые мерами государственного принуждения. Мы можем от кого-то услышать: “Я имею моральное право тебе указать”. И действительно имеет, хотя юридически это никак не оформлено. Или в песне А. Пугачевой “Арлекино”: “Какое, право, дело вам до тех, над кем пришли повеселиться вы…”
Во-вторых, и в юридическом языке само по себе слово “право” без сопровождающих его слов или разъяснений ничего не означает.
Дело в том, что право – это и явление общественной жизни, составная часть общественного сознания, регулятор массового поведения (нелепо говорить о правах Робинзона на необитаемом острове).
Право – это и система всех национальных, внутренних юридических норм. Мы говорим: российское право, германское право и т.д.
Право – это и совокупность правовых норм, регулирующих поведение людей в какой-то определенной сфере жизнедеятельности: в трудовой – трудовое право; в имущественной – гражданское право; в сфере управления и обеспечения порядка – административное право и т.п.
Наконец, право – конкретное правомочие, иначе говоря, возможность вести себя правомерно, по установленным правилам или так, как не запрещено. Это касается и отдельного человека, и группы людей (семьи, например), и организаций, и объединений, и отдельного государства.
Для школьников этот непростой расклад можно легко сделать доступным, проиграв близкую для их понимания ситуацию. Предположим, каких-то Сашу или Дашу за провинности родители лишили возможности целый месяц гулять, встречаться с приятелями, смотреть телевизор. Ситуация не является надуманной – говорю это как судья. Вот от нее и можно танцевать в плане расширяющихся, выше обозначенных определений права – вплоть до Конвенции о правах ребенка.
Закончить урок можно… правотворчеством. Предложить ученикам обсудить однажды высказанное в “Учительской газете” признание права ребенка быть самим собой. Там оно не было расшифровано. Вот и пусть учащиеся его конкретизируют, как считают нужным. Им виднее. Меня оно заинтересовало настолько, что появились строчки:

Как скоро из детей становимся мы взрослыми,
Как долго после этого живем, живем, живем.
Казалось бы, мелькают зимы с веснами,
И все же тяготимся каждым днем.

Не бойтесь, люди, в детстве задержаться.
Лишь в детстве первозданна доброта,
Лишь там возможно жизнью наслаждаться,
Там чувств и помыслов наивных чистота.

Вячеслав ВЛАСОВ,
кандидат юридических наук

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте