Дети нуждаются в особой заботе и помощи старших. Для полного и гармоничного развития личности им необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания. Однако в жизни мы видим много такого, что заставляет сердце сжиматься от жалости. Приходится видеть, как маленькие бездомные скитаются по улицам, прося милостыню. Молодые мамы оставляют своих малышей в родильных домах. Других родителей лишают родительских прав, или же они находятся в местах заключения. В том и другом случае дети становятся сиротами. Даже в нашем благополучном городе живут 250 опекаемых детей и 66 из них – сироты.
Нарушение прав в семье, в школе ведет к нарушению душевного комфорта ребенка, он начинает себя ощущать ненужным, отверженным, неполноценным.
Семья – естественная среда обитания ребенка. Именно здесь закладываются предпосылки развития физически и духовно здорового человека. К тому же она для ребенка – это и своего рода убежище, обеспечивающее его выживание. Вот почему одним из важнейших прав ребенка является его право жить и воспитываться в семье, предусмотренное п. 2 ст. 54 Семейного кодекса. Это право прежде всего заключается в обеспечении ребенку возможности жить и воспитываться в семье. Очень часто оно нарушается. Родители сдают своих детей в детские дома, обрекая их на казенную, безрадостную жизнь, лишая семейных привязанностей и семейных взаимоотношений. Из таких детей обычно не вырастают хорошие отцы и матери. Они напоминают растения, пересаженные из плодородной почвы в скудную. Сумеет ли оно выжить? Так и ребенок. Поэтому семейному воспитанию придается первостепенное значение. При этом имеется в виду прежде всего собственная семья, которую образуют родители. В этой ситуации законодательство, как правило, выполняет чисто охранительную функцию, ограждая семью от незаконных посягательств извне и воздерживаясь от вмешательства в семейную жизнь. Однако в случае нарушения прав ребенка в семье приходится прибегать к методам более активного воздействия на семью, вплоть до ограничения или лишения родительских прав. Но последнее является более жесткой мерой, и, чтобы ее предупредить, в детских садах и школах проводится работа с родителями.
Наиболее интересным для нас, детей, является право выражать свое мнение, которое предусмотрено ст. 12 Конвенции о правах ребенка и ст. 57 Семейного кодекса. Закрепление этого права подчеркивает, что и в семье ребенок является личностью, с которой следует считаться. Особенно при решении тех вопросов, которые непосредственно затрагивают его интересы. Закон не содержит указания на минимальный возраст, начиная с которого ребенок обладает этим правом. Согласно ст. 57 Семейного кодекса учет мнения ребенка, достигшего десятилетнего возраста, обязателен, но в силу его малолетства при несогласии с мнением ребенка родители не обязаны мотивировать свое несогласие. Например, детей ограничивают в выборе друзей, аргументируя это тем, что друзья оказывают на них плохое влияние. Конечно, родители должны знать, с кем общается их ребенок, но при этом и не давить на него. Также родители выбирают, какую литературу читать их ребенку, но мне кажется, что это нужно делать вместе с ним, учитывая интересы.
Одно из неотъемлемых прав ребенка – это имущественное право. Содержание ребенка в семье осуществляют его родители. Они тратят часть своего заработка на питание, одежду и другие расходы. Но в неблагополучных семьях мы часто видим другое: дети недоедают и просят милостыню у прохожих на улице; их одежда в холодное время года иногда не соответствует сезону. Я думаю, что таким семьям нужно выделять материальную помощь и обязательно проследить за тем, чтобы она была использована по назначению.
В семье дети очень часто не находят взаимопонимания, не получают той ласки и заботы, которую должны получать. И куда же они обращаются? Конечно же, в компанию друзей, которые могут «понять» и «посочувствовать». Такие подростки рано начинают употреблять алкогольные напитки, курить, попадают в зависимость от наркотических средств. Когда же родители узнают об этом, то, как правило, изменить уже ничего невозможно. Попытки запретить общение с друзьями не только не помогают, а, наоборот, усугубляют ситуацию.
Теперь посмотрим, что происходит в школе. Школа! Как много значит это слово. Здесь первоклассников учат читать, писать, считать. Но вот этот человек подрастает и сталкивается с определенными трудностями. Ему хочется высказывать свои мысли, обсудить свои проблемы. Это, к сожалению, не всегда бывает возможным, бывает, что преподаватель ему уделяет меньше внимания, чем другим его одноклассникам. А он хочет, чтобы его тоже заметили, и начинает выражать это своим поведением, чем вызывает еще большее недовольство собой. Этот ребенок не может ощутить себя как личность, так как родители тоже мало отдают ему свободного времени. Сверстники унижают его достоинство, обижают, а иногда и бьют. И опять негде искать поддержки. У ребенка появляется озлобленность ко всему. А если в такой ситуации были бы другие родители? Выслушав рассказы своего ребенка о школе, о взаимоотношениях с другими ребятами, они постарались бы помочь. Например, поговорить с классным руководителем или побеседовать со своим ребенком о его поведении, может быть, он что-то делает не так. Когда ребенок постоянно сталкивается с тем, что его игнорируют и не понимают и одноклассники, а не только взрослые, у него пропадает желание ходить в школу, где ущемляют его права и унижают достоинство.
В январе в Новоуральске работала общественная приемная с участием администрации города и учащихся нескольких школ. По результатам опроса выяснилось, что большинство не знает, куда обратиться по поводу защиты своих прав. А в городе достаточно таких организаций: это и отдел по правонарушениям несовершеннолетних при УВД, отдел опеки при управлении образования, есть также квалифицированная психологическая помощь. 89 процентов учеников школы №61 знают о своих правах и обязанностях, а о правах ребенка знают только 52 процента родителей.
В самом деле, в большинстве случаев права детей не соблюдаются из-за правовой безграмотности взрослых. Родителей нужно обучать тому, как правильно относиться к ребенку, еще до его рождения. Конечно, и ребенок должен знать свои права, чтобы не нарушать права своих сверстников. А педагоги должны не только сами соблюдать права детей, но и следить за тем, чтобы их соблюдали и другие. Именно поэтому так важно во всех школах без исключения преподавать права человека. И самое главное – воспитывать всех учеников в духе прав человека с самого рождения.
Екатерина ЩЕРБАКОВА, ученица 11-го класса, Новоуральск
Комментарии