search
main
Топ 10
Алису Теплякову не зачислили на бюджет в университет «Синергия» Штраф в 40 тысяч рублей заплатит завуч екатеринбургского лицея из-за скандального танца выпускников Разрушаем мифы: флешку можно вытаскивать небезопасно, а заклеивание камеры не спасет от слежки Польза и вред кабачков: стоит ли включать этот овощ в свой рацион В новый год – по-новому: с 1 сентября жизнь школы уже не будет прежней В новом учебном году комплекты тем для итогового сочинения будут формироваться иначе Минпросвещения России: «Профессия учителя становится с каждым годом все престижнее» Год на год не похож: грядущие изменения в школах глазами молодого учителя В Волгограде школьница по неосторожности подожгла школу Не все то золото, что блестит: как выпускники не досчитались медалей В Минпросвещения России утвердили состав Совета учителей-блогеров Медовый Спас: что нужно знать о меде и как выбрать настоящий Врачи перечислили причины летального исхода среди вакцинированных от ковида В Омской области выявили рост заболеваемости энтеровирусом среди детей На какие стипендии могут претендовать российские студенты в 2022 году Танго с Иосифом Бродским, или Песни перелетных людей Ученые из Австралии раскрыли тайну образования континентов Отец самой юной студентки МГУ Алисы Тепляковой сообщил о будущем пополнении в семье Языки коренных малочисленных народов России пройдут через экспертизу Минцифры провело проверку сбоя на Госуслугах, из-за которого медалист из Новосибирска не поступил на бюджет

Практика модернизации. На собрании РАО

На недавно прошедшем Общем собрании РАО шел весьма заинтересованный разговор о том, каковы перспективы научных исследований в 2010 году.

В плане РАО на 2010 год есть научные проекты десяти направлений фундаментальных исследований, соответствующих государственным приоритетам формирования современной модели образования.

Развитие педагогической науки в обновляемом социуме (научный руководитель — академик РАО Михаил Левицкий)

В планируемых на 2010 год научных исследованиях будут выявлены потенциальные возможности и пути адресного использования результатов педагогической науки и системы образования; исследованы интеграционные тенденции в развитии основных направлений отечественного педагогического знания 30-х — середины 80-х годов ХХ века и определены их гносеологический и содержательный инварианты.

В области современной дидактики будут выявлены условия отбора инвариантного и вариативного компонентов содержания образования, разработаны теоретические модели и методы повышения восприимчивости к новшествам учреждений дошкольного, общего и начального профессионального образования; направления теоретико-методического обеспечения проектирования учителем собственной инновационной деятельности.

Теоретико-методологические основы проектирования современной системы управления образованием (научный руководитель — академик РАО Александр Кузнецов)

В 2010 году будут проведены исследования приоритетных направлений повышения роли общего образования в обеспечении экономического развития России, разработка теоретических подходов к решению этой задачи, методологических основ создания региональных систем оценки качества образования. Будут разработаны модели и механизмы профессионально-общественной экспертизы развития общеобразовательных учреждений, модель управления системой открытого образования с учетом его существенных особенностей, начаты новые исследования в области управления образованием, например, проблем эффективности управления современными образовательными учреждениями; развернется работа по созданию научно-методического обеспечения совершенствования процедур внешней оценки деятельности общеобразовательных учреждений и организаций.

Социокультурные проблемы современного образования (научный руководитель — академик РАО Людмила Школяр)

Принципиальная новизна работы заключается в определении динамики культурного развития современной молодежи, исследовании важнейших факторов поликультурного образования личности в сфере культурно-исторического творчества, изучении культурологических аспектов универсального и национального в современной педагогической науке. Важное место отводится проблемам обновления содержания и форм художественного образования и эстетического воспитания детей и молодежи на всех уровнях отечественной системы образования, разработке методологических подходов к созданию вариативных моделей творческого развития детей на основе познания различных видов искусства.

Аксиологические, теоретические и нормативные основы разработки общей теории содержания среднего образования (научные руководители — академики РАО Станислав Ломов и Михаил Рыжаков)

В фундаментальных исследованиях 2010 года предстоит выявить и обобщить модели и структуры содержания образовательных областей и учебных предметов, их место и роль в системе общего среднего образования, а также определить цели гуманитарного, естественно-научного и технологического образования в современном социуме. Будут исследованы и разработаны теоретические основы проектирования систем средств обучения и педагогических технологий как базовых компонентов формирования культуры и структуры личности; изучено влияние системы форм, методов и приемов обучения в новой информационно-образовательной среде на развитие содержания образования.

Развитие общего среднего образования как фактор обеспечения конкурентоспособности России на мировой арене (научные руководители — академики РАО Станислав Ломов и Михаил Рыжаков)

В 2010 году будет продолжена работа по исследованию теоретических оснований государственных стандартов общего среднего образования по образовательным областям и учебным предметам, а также по разработке структуры стандарта учебно-материальной базы.

Теоретические и прикладные исследования по проекту «Разработка инновационной модели развития системы общего среднего образования» позволят решать актуальные научные проблемы в рамках разработки модели опережающего развития системы общего среднего образования Российской Федерации.

Научное обеспечение модернизации профессионального образования (научный руководитель — академик РАО Николай Подуфалов)

В 2010 году предполагается разработка теории постиндустриального образования; концепции научного обеспечения развития системы непрерывного образования в России в условиях перехода к постиндустриальному обществу, теоретико-методологических основ преемственности образовательного процесса, механизмов выстраивания и реализации образовательных траекторий личности в системе непрерывного образования, обоснование механизмов реализации моделей развития образовательных программ, выявление и обоснование сущности современной профессиональной культуры педагогов как высшей формы их педагогической компетенции и системно-личностного условия модернизации образовательной среды лицеев и колледжей.

Методология развития отечественной системы информатизации образования в здоровьесберегающих условиях (научный руководитель — академик РАО Ирэна Роберт)

Намечено проведение исследований, направленных на разработку характеристик и требований к различным видам педагогической продукции на базе информационных и коммуникационных технологий; обоснование возможности применения методов экспертного оценивания при оценке качества по видам педагогической продукции; обоснование теоретических подходов к разработке информационной поддержки системы менеджмента качества образовательного учреждения.

Научные основы развития социального института воспитания детей и молодежи в условиях модернизации российского общества (научный руководитель — академик РАО Сергей Дармодехин)

На основе анализа современного состояния теории и практики подготовки педагогов к воспитательной деятельности предполагается выявить актуальные проблемы формирования у педагогов готовности к организации воспитательного процесса; методологически обосновать конструирование методик объективной оценки качества воспитательного процесса применительно к требованиям государственного контроля в образовании.

Психологические и физиологические закономерности и индивидуальные особенности развития и образования детей на разных этапах онтогенеза в современных социокультурных условиях (научный руководитель — академик РАО Анатолий Деркач)

В ходе исследования психологии безопасности в образовании и психологического обеспечения деятельности в экстремальной ситуации планируется разработать комплексную систему диагностики психологической безопасности образовательной среды, учебно-методический комплекс модуля по переподготовке специалистов системы образования.

Психологические механизмы и педагогические условия коррекции отклонений в психическом развитии ребенка (научный руководитель — академик РАО Николай Малофеев)

В планах НИР предусматривается дальнейшее комплексное, междисциплинарное изучение специфических условий и закономерностей психического развития всех основных нозологических и возрастных категорий детей с особыми образовательными потребностями. Большое внимание в плане уделяется организации деятельности различных структур специального образования, сотрудничества специалистов разного профиля, повышения уровня их профессиональной квалификации.

Разумеется, даже при очень большом желании невозможно перечислить все те фундаментальные исследования, которыми в новом году займутся (или продолжат их) академики и научные институты РАО. «Учительская газета» постарается рассказать о важных для развития образования, его модернизации, реализации инициативы Президента России «Наша новая школа» результатах этой работы.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте