search
main
0

Прагматики выбирают профильность. Достичь нового качества помогла реструктуризация

Сколько бы мы ни рассуждали о системном кризисе, который переживает общеобразовательная школа, тот факт, что образовательные учреждения пытаются всеми силами встроиться в современную действительность, сбрасывать со счетов нельзя. Как считает начальник отдела общего образования Управления образования мэрии Новосибирска Галина ЧЕРКАСОВА, одним из условий достижения нового качества образования стала реструктуризация сети муниципальных учебных заведений.

В 2004 году решением сессии городского Совета был принят стратегический документ – «Концепция модернизации муниципальной системы образования на период 2004-2010 гг.». Кроме того, Управлением образования мэрии было подготовлено более 40 правовых актов, регулирующих отношения в сфере образования.

Как отмечает Галина Черкасова, ориентируется современная школа прежде всего на потребности общества. Внедряются разнообразные формы обучения: экстернат, очно-заочная, семейное образование, домашнее обучение. Дети и родители стали более прагматичными, поэтому переход на профильное обучение вполне обоснован, и количество профильных классов продолжает расти. Наиболее востребованные профили – социально-экономический, физико-математический, информационно-технологический. Причем во многих случаях набор профильных предметов напрямую зависит от того, какой вуз находится рядом со школой. Если это, например, Медицинская академия, то в соседней гимназии №1 огромной популярностью пользуется химико-биологический профиль, и с этим вузом школа заключает взаимовыгодный договор о сотрудничестве. Объясняется подобная тенденция довольно просто: во-первых, сразу решается кадровая проблема, потому как вузовские преподаватели охотно читают старшеклассникам свои дисциплины; во-вторых, многие «ленивые» школьники нацелены именно на этот самый близлежащий вуз и на вступительные экзамены желают явиться во всеоружии. Впрочем, и тем школам, у кого под боком нет ни университета, ни академии, отчаиваться не стоит. Вот уже третий год успешно кует кадры для преподавания в профильных классах Новосибирский институт повышения квалификации работников образования. Так что было бы желание, как говорится, а открыть профильный класс всегда можно.

Один из путей решения кадровой проблемы – ресурсные центры – явление новое и весьма перспективное, по мнению новосибирских педагогов. Как правило, ресурсный центр организуется на базе той школы, которая уже имеет достаточный и успешный опыт в профильном обучении и, кроме того, располагает необходимой материально-технической базой. Центр работает по определенному профилю, и старшеклассники из близлежащих школ проходят здесь элективную подготовку по расписанию. Семинары, тренинги для педагогов также организуются на этой базе.

Интересна в этой связи и другая тенденция, характерная для Новосибирска. С переходом на профильное обучение спал наконец нездоровый ажиотаж вокруг лицеев и гимназий. Если в 2000 году на авторитетное звание претендовали сразу семь честолюбивых школ, то сегодня таковых всего одна-две.

Что касается изменений в структуре управления образованием, то в этом году региональная система образования работает в новых условиях. Организован департамент образования, под началом которого созданы два структурных подразделения: управление образования и управление профессионального образования. Начата работа по реорганизации районных методических служб с перспективой выстраивания вертикали единой городской методической службы.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте