Опыт преподавания иностранного языка в начальной школе как в России, так и за рубежом позволяет утверждать: дети, начинающие его изучение в младшем школьном возрасте, имеют более прочные сформированные лингвистические навыки и речевые умения по сравнению с их сверстниками, начинающими изучать язык, например, с 5-го класса. Им легче дается изучение второго иностранного языка, они более успешны в общении, легче преодолевают возникающий психологический барьер.
Однако справедливости ради стоит заметить, что те, кто приступил к изучению иностранного языка с 5-го класса, при надлежащем усердии в учении легко выходят на уровень учащихся, затративших на изучение языка в начальной школе три-четыре года. Ведь в возрасте 12-14 лет они уже обладают развитой внутренней речью, более высоким уровнем абстрактного мышления. Их волевая сфера более развита, нежели в детском возрасте, а психические процессы подчиняются интересам, поддерживаемым не только эмоциональной сферой, но и формирующейся внутренней мотивацией, основанной на сознательном отношении к процессам учения. А значит, и процесс постижения предмета значительно сокращается: тот материал, на изучение которого уходил год, может быть усвоен за месяц. Разумеется, эмоциональные впечатления детства, связанные с постижением нового и неизведанного, нельзя заменить ничем, но с прагматической точки зрения вряд ли раннее обучение языку можно назвать рациональным. Тем более что ученые-психолингвисты давно развеяли миф об особом образовательном значении предмета «иностранный язык» для формирования личности ребенка – он способствует интеллектуальному развитию учащегося не более, чем любой другой предмет. Просто в свое время в советской школе не было иных рычагов, направленных на поддержку самого невостребованного из всех преподаваемых предметов, кроме как поднятие на щит его общеобразовательного значения.
К детям во всем нужен особый подход. К примеру, некоторые исследования доказали эффективность проведения с младшими школьниками 20-30-минутных занятий четыре-пять раз в неделю. Конечно, это связано с техническими сложностями составления расписания и организации учебной деятельности учащихся данного класса в условиях массовой школы. Но, может быть, стоит прислушаться к английским методистам, которые в свое время сделали предостережение, что одно-два занятия по 45 минут в неделю не принесут никакой пользы, и в этом случае лучше вообще отказаться от преподавания иностранного языка. Сегодня ребенок может начать его изучение в детском саду, продолжить усвоение в начальной школе и совершенствовать речевые умения на второй ступени обучения, не начиная процесс освоения языка каждый раз заново, переходя с одной ступени обучения на другую. Однако на практике имеет место постоянное нарушение данного принципа, что ведет к угасанию интереса учащихся к языку, когда они фактически топчутся на месте.
В большинстве случаев в начальной школе процесс обучения иностранному языку передан в руки учителей, работающих во 2-3-й ступенях обучения, которые приходят сюда со своими сложившимися принципами, целевыми установками, а иногда и учебниками. Последствия плачевны: у детей возникают стрессы, нарушение комфортности в условиях усвоения языка, нежелание продолжать занятия, неприятие и отторжение. Особенно это касается тех, кого вопреки всем целевым установкам, разработанным в отечественной методике, пытаются научить читать и писать в первый год обучения языку, заучивать слова, грамматические правила и выполнять на отметку тестовые или проверочные работы.
Поэтому, решение проблемы возможно только при условии подготовки квалифицированных кадров для начальной школы. И даже не только в их подготовке, но и в создании условий для работы молодых специалистов – выпускников факультетов иностранных языков педагогических колледжей и вузов. Проблема затрагивает все российские образовательные учреждения, и решать ее необходимо в масштабах страны, в противном случае качественное преподавание иностранного языка в начальной школе останется нереализованным проектом.
Игорь СМИРНОВ, учитель немецкого языка, директор средней школы №9, учитель года России-2002, Гатчина, Ленинградская область
Комментарии